МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Прекрасное недалеко

В библиотеке им. Н.А. Добролюбова на выставке «Прекрасное далеко» показали утопический алфавит, советское кафе и арт-диалог между Норвегией и Советским Союзом. Что может быть общего между советским художником и актуальным норвежским?

Прекрасное недалекоАвтор фото: Анастасия Воронцова

Работы Ивана Архипова известного советского художника и архитектора отличаются простотой и минимализмом, которые раскрывают нам настоящий Архангельск.

Екатерина Шарова, искусствовед, организатор выставки «Прекрасное Далеко»:

«Эта выставка о поколении наших родителей, бабушек и дедушек, которое показывает художник Иван Архипов. Он сделал очень много для этого города. Причём не только запечатлел Архангельск в своей потрясающей графике, но и ратовал за развитие города. Например, высадить рябиновую аллею на Воскресенской была его идеей».

На выставке также размещены работы Маргрете Колстад Брекке. Это её ответ на произведения Архипова. Маргрете работала в Норвегии над обработкой полотна, представленном на выставке ─ утопический алфавит. Полотно вдохновлено книгой Томаса Мора «Утопия». В этом году этому произведению исполняется 500 лет.

Маргрете Колстад Брекке

Маргрете Колстад Брекке,
художница:

«Я работала здесь ещё в рамках фестиваля „Птица Баренц“ и готовила представленные работы. Мы посещали художественные школы, где давали мастер-классы по лоскутному шитью, рассказывали об особых методиках. В классе я обратила внимание на очень интересную выставку рисунков. Это были работы художника. Иван Архипов, это тот человек, который документировал образ деревянного города в особую историю».

У графика Архипова очень много частных мотивов, работы 80-х годов, написанные в советское время отличаются детальностью, не парадностью, а именно естественностью. На картинах изображён иконостас, швейная машина....

Художник хотел показать, как действительно живут люди.

Мотивы вырастающего дома и окружающих улиц. Он документировал город. На выставке можно увидеть здания, которые сейчас находятся не в самом лучшем состоянии, многие из них были перенесены на Чумбаровку, а некоторые просто разрушаются.

Прекрасное недалеко
Автор фото: Анастасия Воронцова

В самом начале своего пути, художник работал в Иваново, он много рассказывал Екатерине Шаровой именно об Ивановском жизненном периоде. «У Пикассо есть голубой период, у Архипова в Иваново, был свой голубой период», − объясняет Екатерина.

В Архангельске 70-е, 80-е, годы он работал вместе с другими художниками и ездил на Кольский полуостров. В его работах появляются индустриальные мотивы, мы видим новый взгляд на Север.

Прекрасное недалеко
Автор фото: Анастасия Воронцова

Одна из волонтёров выставки, сказала, что хочет остаться на Севере, потому что здесь очень добрые люди. Иван Архипов и сам переехал из Иванова в Архангельск. Его эмпатия к Северу передаётся в движении карандаша. Он много работал с искусством в общественном пространстве. Например, птица сирин из клеённой древесины, которая была запланирована для украшения Краснофлотского моста, к сожалению, осталась только лишь проектом. Клееная древесина, в тот момент была инновацией.

Крисман Виктория

Крисман Виктория,
волонтёр, студентка САФУ:

«Мы шили работы вместе с Маргрете и закрепляли их. Работы мастера мы вставляли в рамки и развешивали. С Екатериной Шаровой ездили к вдове Ивана Архипова за его работами. Искали дом Сутягина».

В Соломбале Маргрете и Екатерина приобрели кусочки ткани, которые были произведены в деревне Архангельской области. Маргрете вышивала на нём крестом алфавит и его перевод.

Прекрасное недалеко
Автор фото: Анастасия Воронцова

Последняя работа на выставке это самое первое слово, которая Маргрете изучила в России. Она использовала текстиль, который ей подарила лоскутная мастерица из Мурманска. Утопическим алфавитом написано слово «спасибо». Маргрете считает, что благодаря взаимосвязи советского и норвежского опыта получилась особенная выставка. С Маргрете можно пообщаться в специально смонтированным для выставки «советском кафе».

Иван Архипов умер в январе, для его близких и всех кто его знал, это был тяжелый уход. Его образное мышление и видение действительности удивляет. Он обладал уникальным даром художника, мастерством и особенным внутренним зрением.

Наверх