Николай Лебедев:
«Всегда, когда я общаюсь со слушателями, привожу очень простой пример: „Вот перед вами стол, поднимите руки те, кто может сделать такой же!“ Если вам дать соответствующие инструменты, отправить на обучение к мастеру, то спустя какое-то время, вы овладеете столярным мастерством и сделаете точно такой же стол. В кино всё иначе! Опыт каждого режиссёра уникален. Когда вы будете приниматься за новые проекты, вам придётся подходить к ним с новой, своей точки зрения. Каждый раз приходится решать все поставленные задачи заново. Сегодня мы поговорим о том, что вам поможет на этом пути и разберёмся, что делает режиссёр, прежде чем выйти на съёмочную площадку».
Записанная идея остаётся с тобой, незаписанная — улетает. Любой человек, который искренне делает фильм, представляет его сам себе. Пишите по три странички текста утром или вечером. Выливайте на бумагу эмоции, не задумываясь о том, зачем вы это делаете. Рассказывайте самому себе обо всём, что вас окружает: погода, обстановка, люди, события. И положите записанный материал на полку, забудьте о нём. Спустя какое-то время, этот материал станет хорошей основой для новых сюжетов. Дневниковые записи помогают избавиться от комплексов, найти себя и свой стиль. Это необходимо, как спортсмену тренироваться в тренажёрном зале, чтобы держать себя в форме.
«Нужно найти струны, ноты, эмоции, которые рождаются в вас»
Ради чего вы делаете кино? Какие темы для вас открываются? Импровизация — это ваша готовность к тому, чтобы раскрыться. Она поможет выразить себя в любом виде искусства.
Экспликация — подробное изложение режиссёром своего видения сценария и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. Подготовка, если она существует, поможет вам. У вас должно быть чёткое представление о том, что вы делаете. Даже на крохотный сюжет вы можете написать экспликацию. Если у вас есть большой сценарий, разбивайте его на мелкие, более подробные части, сцены.
Николай Лебедев:
«Пишу экспликации по собственному методу, не как Никита Михалков. Очень важно, чтобы история, о которой вы пишете, вас волновала. Работать над маленьким сюжетом не менее интересно. Я убедился в этом, когда работал на «Улице Сезам». Этот опыт помог мне на съёмках больших картин».
Вопрос не только в таланте, но и в профессионализме. Всё начинается с режиссёра. Он создаёт настрой в группе. Очень важно создать взаимопонимание на съёмочной площадке. Команда знает и чувствует, когда режиссёр подготовлен, когда он уважает других людей.
Важно понять, насколько это реализуемо на данном этапе. При переводе из литературного ряда в кинематографический, приходится многое менять, почти всё.
Николай Лебедев:
«Я даю читать сценарий разным людям: знакомым, приятелям, профессионалам. Примерно пять-семь человек достаточно, чтобы проверить, насколько их заинтересовал текст, что понравилось, а что осталось непонятным».