МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Образы Русского Севера

Университет стал площадкой для необычного арт-проекта. На стенах главного корпуса появились изображения, отсылающие к традиционной северной культуре. Какую историю они таят, нам рассказали художники и кураторы проекта.

Образы Русского Севера Автор фото: Полина Нечаева

Северянки на празднике

Первую работу можно увидеть на одной из лестниц главного корпуса, между первым и вторым этажом. Ее авторы — мурманские художники Дмитрий Новицкий и Вероника Вологжанникова. Они изобразили на стене трех женщин в народных костюмах. Это не «лирические героини», которых выдумали художники. Это реальные люди — северянки, жившие на рубеже XIX и XX веков в Архангельской области.

Дмитрий Новицкий

Дмитрий Новицкий,
автор работы:

«За основу взята работа фотографа Николая Шабунина, мы вдохновлялись альбомом „Путешествие на Север“ 1906 года. В сюжетах фигурируют северяне, большое внимание уделяется их быту. Эти кадры можно воспринимать как свидетельство истории, фото-факты».

Наряды на женщинах не повседневные, значит, снимок был сделан в особенный день. Возможно, это свадьба или один из деревенских календарных праздников.

Героиня в центре одета в богато расшитый костюм, покрой которого восходит к новгородскому — одному из наиболее древних в России. Однако ткани для его пошива, скорее всего, были импортированы из Европы, так как на русском севере не было подобных текстильных производств — работали на ткацких станках.

Слева, по всей видимости, стоит старшая родственница. Она выглядит более зрелой и статной, чем ее спутницы. Третья женщина, вероятно, тоже родственница или подруга.

Известно, что фотография, вдохновившая художников, была сделана в Мезенском районе — одном из самых живописных мест Русского Севера. Деревня Кимжа, находящаяся там, не так давно была включена в список самых красивых деревень страны. В поселении сохранились традиционные поморские дома ХIХ века и уникальная деревянная церковь XVIII века.

По традиции в этих местах устраивали «съезжие» праздники, на которые собирался народ из нескольких окрестных деревень. Возможно, в один из таких дней фотограф и запечатлел трех героинь, которые теперь смотрят на нас с картины.

Вероника Вологжанникова

Вероника Вологжанникова,
художник:

«К сожалению, качество фотографии не позволяет рассмотреть некоторые детали. Мы сделали творческую обработку, добавили свои узоры и орнамент. Так что эта работа — синтез нашего творчества и творчества Шабунина».

Абстрактная композиция на заднем плане — отсылка к лоскутному шитью. Цвета и формы сочетаются, образуя единое «лоскутное одеяло». Фон выполнен в холодных приглушенных тонах, характерных для северной природы, передний план — в темной сепии. Такое цветовое решение подчеркивает то, что за основу взято старое архивное фото, и символизирует связь прошлого с настоящим.

Образы Русского Севера
Автор фото: Полина Нечаева

Шатровые церкви

На стенах лестничных площадок выше изображены шатровые церкви. Подобные строились из дерева — природного экологически чистого материала, и были естественной частью северного ландшафта.

При разработке эскиза художники обращались к работам Ивана Билибина — корреспондента этнографического отдела Русского музея, художника и члена известной группы «Мир искусства».

Билибин путешествовал по Русскому Северу в начале ХХ века. Свои впечатления творец выражал в рисунках и в статьях. Художник подробно анализировал памятники деревянной архитектуры.

В наши дни церковь и колокольню шатрового типа можно увидеть в музее деревянного зодчества «Малые Корелы». Авторы проекта отмечают, что архитектура Русского Севера выделяет регион не только в России, но и в мире.

Образы Русского Севера
Автор фото: Полина Нечаева

Северные узоры

Роспись в переходе между первым и третьим корпусами университета выполнена архангельским художником Антоном Крупиным по эскизам Вероники Вологжанниковой.

Рисунок выполнен в стиле каргопольской вышивки. Она насыщена архаичными символами, характерными как для славянской, так и для других культур мира.

Изображения птиц использовались как в язычестве, так и в христианстве, и символизировали наступление весны.

Узоры справа отсылают к более ранним вышивкам, где использовалось культовое изображение богини с прибогами. Оно встречалось, например, на подолах крестьянских женских рубах, подзорах и полотенцах.

Голова богини выглядит как «ромб с крючками», руки согнуты в локтях и опущены вниз. Тело изображено упрощенно, внизу можно увидеть всходящий росток новой жизни.

Среди элементов росписи есть также кони и всадники. Они изображены фронтально, и изображение условно, что характерно для древней вышивки.

Геометрическая народная орнаментика, которая была под угрозой исчезновения с проникновением фабричного производства на север России, сохранена в этой работе.

Образы Русского Севера
Автор фото: Полина Нечаева

Проект «Образы Русского Севера»

Художники расписывают стены университета не только ради эстетики. Проект посвящен актуализации визуальной культуры Русского Севера и ее перепрочтению молодыми художниками из Мурманска и Архангельска. Работы выполнены во взаимодействии с кураторами Кристиной Дрягиной и Екатериной Шаровой.

Екатерина Шарова

Екатерина Шарова,
куратор проекта:

«Проект объединил молодое поколение и историю региона. То же самое мы делали с коллегами на Арктическом форуме искусств в сентябре, когда „Множество“ и Артем Хазанов выполнили работу во дворе здания, где находится Музей изобразительных искусств, и тогда, когда блогер Анастасия Парфеньева работала над сайтом советского художника Ивана Архипова. Народное искусство и архитектура Севера — его главное богатство, ведь оно принадлежит каждому из жителей. Мы надеемся, что студенты и преподаватели, которые проходят мимо работ, будут чаще вспоминать об этом».


Наверх