Не давить эмоции

Ежегодно в конкурсе «Живая Классика» участвуют более 2 миллионов детей из 84 стран. Конкуренция колоссальная. Как выделиться и покорить жюри? Артисты и режиссеры Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова рассказали, на что нужно обратить внимание при подготовке.

Не давить эмоции
Иван Братушев

Иван Братушев,
артист Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова

«Как и большинство актеров, для упражнений с дикцией я использую обычную пробку, которой закупоривают бутылки. Для выполнения упражнений нужно поставить ее между челюстями и держать передними зубами. С пробкой в зубах можно проговаривать трудный текст или рассказывать стихи, можно считать вслух. Это упражнение помогает ощутить, как произносится каждый звук в слове, и показывает, насколько расслаблена нижняя челюсть. Как только у вас устала челюсть, прекращайте говорить, отдохните и сделайте еще несколько подходов. Скороговорки помогают оттачивать быстрое говорение, но только одной чеканкой текстов удивить сейчас сложно. Важно понимать, что у актера кроме текста есть определенные задачи на сцене. Забыть слова можно, а выпадать из задач — нельзя. Собраться и не паниковать на сцене крайне сложно. Хорошо, когда есть партнер, который может помочь. Мой совет, если выступающий забыл текст: вдохнуть и начать сначала. Когда ваш близкий человек готовится к выступлению, подойдите к нему и просто обнимите: он почувствует вашу поддержку, и выступление сложится».

Тамара Волкова

Тамара Волкова,
актриса Архангельского Театра драмы им. М. В. Ломоносова

«У каждого человека есть свои трудные сочетания гласных и согласных звуков. Чтобы тренировать произношение, их нужно повторять в определенном порядке. Чтобы все мышцы лица работали, чаще делайте мимическую гимнастику. Для улучшения дикции используйте дыхательную гимнастику Стрельникова. В жюри на конкурсах чтецов я всегда обращаю большое внимания на артистизм участника, потому что правильному произношению можно научиться, а воздействовать на зрителя уже сложнее. Если забыли текст на сцене, можно заменить слова, главное в выступлении — передать суть. Даже в стихотворении можно врать, но в рифму. Нездоровое волнение уйдет, если осознавать каждое действие на сцене. Для этого нужно задать себе вопросы: „Что я делаю на сцене? Зачем я это делаю и почему?“. Помните, что если вы участвуете в конкурсах, значит вы уже выше своих сверстников, которые не занимаются ничем. Слушайте только своего педагога и не думайте, что у вас не получится».

Анастас Кичик

Анастас Кичик,
режиссер Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова.

«Меня часто приглашают в жюри конкурсов чтецов. В выступающем мне важнее всего увидеть, понимает ли он смысл произведения и может ли донести до меня основную идею. Большинство считает, что в конкурсах главное — артистизм и эмоции. Многим членам жюри это очень нравится, поэтому выступающий давит из себя артистичность, не понимая смысла произведения. Актерство не в этом заключается, по-моему. Важно добавить в текст свою художественную надстройку. Не давите из себя чувства как пасту из тюбика, стремитесь донести мысль».

Александр Субботин

Александр Субботин,
артист Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова.

«Для экстренной разминки с утра можно использовать три скороговорки, каждую из которых нужно проговаривать по три минуты. Начинаем с „Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали“, затем „На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора…“. После скороговорок можно подключить сложные сочетания с гласными и согласными: „птокптк“, „пкаткпт“, „птиптк“, „пкэптк“. Все упражнение длится десять минут. Выступая на сцене, важно понимать, о чем ты говоришь, и уметь объяснить идею своими словами. Полностью справиться с волнением невозможно. Для того чтобы оно стало меньше, нужно больше репетировать и тренироваться».

Мария Степанова

Мария Степанова,
актриса Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова.

«Актриса Ольга Зубкова говорила мне, что речь связана с руками. Для того, чтобы разбудить речевой аппарат, нужно сильно растирать руки. Для отработки дикции могу посоветовать скороговорку: „Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели“. Чтобы не забыть слова во время выступления, выстройте его логично и определите цель. Отличие профессионала от любителя в том, что первый может справиться с волнением. Главное — получайте удовольствие от того, что вы делаете, и делайте это не для кого-то, а для себя. Победа — это приятный бонус».

Алексей Ермилышев

Алексей Ермилышев,
режиссер Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова.

«Актерам всегда нужна разминка, как и спортсменам. Для разминки мышц лица можно использовать артикуляционную гимнастику — определенный набор движений мышц лица, языка, ротовой полости. Что делать, если забыл текст? Забыть слова — это страшный сон любого артиста, самое ужасное, что может случиться. Часто выручают коллеги или приходится выкручиваться самому. Если ты успел что-то придумать за секунды, то не считается, что забыл. Иногда может присниться, что ты играешь спектакль, а пьесу даже не читал. Мне снилось, что спектакль на английском языке, я текста и языка не знаю, а зритель уже собирается. Волнение и стресс присутствуют даже у самых опытных и всемирно известных артистов. Советую не терять кураж перед выступлением и открывать шире рот, чтобы вас услышали».


Наверх