Писать буквы можно чем угодно

Каллиграфия переводится с древнегреческого языка как «красивый почерк». Этот способ оформления знаков и символов на бумаге (а на сегодняшний день и на любой другой поверхности) уже давно стал отдельным видом искусства.

Писать буквы можно чем угодно

Ещё с древних времён каллиграфия развивалась по всему миру. На востоке, в Европе и Арабских странах, в Индии, Армении и Японии — везде искусство красивого письма сыграло свою роль. Где-то — для копирования религиозных книг, а где-то послужило основой для развития целого направления в искусстве.

С «момента рождения» каллиграфии прошло уже много веков. Что же представляет собой это направление в искусстве сегодня?

Сегодня каллиграфия развивается, причём интерес к ней растёт не по дням, а по часам. Открывается множество школ, каллиграфические надписи украшают интерьеры и городские пространства, а музеи письменности по всему миру не успевают встречать посетителей.

Существует даже целое международное сообщество — Calligraffiti Ambassadors. В него входят самые выдающиеся современные каллиграфы. Сообщество основано в 2015 году и насчитывает более 50 участников со всех уголков мира. Они занимаются продвижением искусства письма в массы, организовывают выставки и перфомансы. В Calligraffiti Ambassadors четыре участника из России, один из них наш земляк — Саша Коджо.

Писать буквы можно чем угодно
Фото из личного архива Саши Коджо

Особенно активно, можно даже сказать «пробегая впереди планеты всей», развивается леттеринг. Леттеринг — на первый взгляд (да и на первый слух) пугающее своей «заумностью» слово. Кажется, это что-то невероятно сложное, неподвластное практически никому. Но нет же, это одно из направлений в искусстве современной каллиграфии.

«Леттеринг отличается от шрифта так же, как лепка из глины отличается от строительства из кубиков Lego» — Марк Симонсон
Саша Коджо

Саша Коджо,
Calligraffiti Ambassador:

«Каждая каллиграфическая композиция — леттеринг, но не каждый леттеринг — каллиграфия. Леттеринг — единственные в своём роде несколько букв, изготовленных (нарисованных, вырезанных и проч.) для одной конкретной ситуации. Многие люди называют шрифтом что угодно, если там есть несколько букв. Однако, часто то, что они видят — леттеринг. Его главное отличие — упор на графическую составляющую: уникальные формы, сочетающиеся друг с другом в конкретном слове или фразе»

Как нет чёткого определения леттеринга, так нет и ограничений для фантазии и творчества в этом направлении искусства. Для многих оно становится бесконечным простором для экспериментов.

Писать буквы можно чем угодно
Фото из личного архива Саши Коджо

Как же постичь искусство леттеринга? Что для этого надо знать? Что надо уметь?

Саша Коджо

Саша Коджо,
Calligraffiti Ambassador:

«Когда-то я просто хотел научиться красиво рисовать буквы, а потом случайный репост в ленте новостей подтолкнул меня к изучению каллиграфии, и тут понеслось... Сейчас это искусство для меня — способ заявить о себе миру и самоутвердиться. Да и до сих пор я испытываю огромное удовольствие, когда получается написать что-нибудь действительно стоящее»

Первое, что необходимо при освоении леттеринга — познакомиться с его основами. Сегодня это сделать очень просто — открываем любимый поисковик, вводим в поисковую строку слово «леттеринг» и вуаля — тысячи ссылок и миллионы слов.

Отбираем самое главное, детально рассматриваем понравившиеся работы, изучаем стили известных каллиграфов, смотрим качественные мастер-классы, читаем специализированную литературу и, конечно же, делаем первые попытки и не забываем учиться на своих ошибках.

Нужно знать, как держать в руке ручку и как выглядят буквы. Но главное — хорошие нервы, терпение и желание развиваться
Писать буквы можно чем угодно
Фото из личного архива Саши Коджо

Второй, но не менее важный шаг — подбор инструментов. Выбираем кисти, перья, держатели для пера, бумагу и чернила.

Для новичков лучше всего подходят:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66
Саша Коджо

Саша Коджо,
Calligraffiti Ambassador:

«Писать буквы можно чем угодно: от карандаша, до половой швабры. Но всё же, когда занимаешься каллиграфией, лучше иметь при себе различные перья, кисти и самодельные колапены»

Третий шаг в освоении леттеринга и каллиграфии в целом — изучение различных техник, освоение пера и других инструментов.

Попробовать себя в каллиграфии можно и не владея никакими знаниями и навыками — достаточно лишь уметь держать ручку и писать. Этот способ называется «поддельной каллиграфией», но, несмотря ни на что, отчётливо даёт понять, созданы ли Вы для этого вида искусства.

Простой способ понять каллиграфию: три шага «поддельной» каллиграфии:

1. Возьмите лист бумаги и чёрную перьевую ручку. Напишите фразу в простом курсиве. Напишите настолько хорошо, насколько можете.

прмер1.jpg

2. Нарисуйте линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз.

Пример2.jpg

3. Когда все утолщения обозначены, просто заполните пустые пространства. Готово!

Пример3.jpg

Третьего и четвёртого декабря на площадке «Класс Room» (арт-маркет «ХОББИ ROOM») для всех желающих пройдут мастер-классы по леттерингу от Саши Коджо.

Прямая речь

Саша Коджо
Саша Коджо,
Calligraffiti Ambassador

«Я преследую исключительно корыстные цели: хочу видеть вокруг себя красивую каллиграфию и правильный леттеринг. Серьёзно, мне хочется, чтобы было больше продвинутых людей в этой только развивающейся сфере. Сейчас мы можем видеть очень много „проходных“ работ. Так получается потому, что в интернете довольно мало материала на тему букв, тем более на русском языке. Я сам прошёл этот путь с самого начала, и знаю, какие вопросы мучают начинающих, знаю, как их направить и знаю, что подсказать. На курсах мы пройдём все этапы разработки леттеринга: от наброска кистью, до финального логотипа или принта, который можно будет использовать в полиграфии»


Наверх