Зажигая сердца ребят

Студентка Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации этим летом побывала в двух легендарных детских лагерях: «Орлёнок» и «Артек», она испытала на себе все прелести и тяготы работы вожатых и педагогов.

Зажигая сердца ребят

Выбор был сложный: остаться в городе и увидеть друзей, которые приедут домой на каникулы, или умчаться в страну детства осваивать вожатское дело. После тяжёлых внутренних монологов решено: чемодан, билет, паспорт, и лето наступило 28 мая. Я знала куда еду, поэтому половину моего чемодана заняла канцелярка, а пункт «выспаться» был вычеркнут из списка дел на лето.

Я не верила, что просто так взяла и сорвалась, но когда приехала в «Орлёнок», было ощущение, будто домой вернулась. Это место когда-то познакомило меня с замечательными людьми и укрепило мою веру в добро, поэтому ожидала я только хорошего.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

ЭТАП ПЕРВЫЙ

Сказочная страна

Всероссийский Детский центр «Орлёнок» — девять лагерей, море, горы, легенды — место, куда мечтают попасть все дети страны. Мне повезло побывать здесь ребёнком не один раз, влюбиться самой и влюбить в него друзей. Услышав в последний визит от вожатых: «Ты и сама уже открываешь „Орлёнок“ другим, время сменить свою роль. Подумай над этим», — я дала обещание обязательно вернуться.

«Профессия-птица»

Разговаривать с детьми и их родителями, организовывать творческие дела, писать сценарии, проводить тренинги на сплочение, пробуждать желание быть активным — вожатый должен уметь всё. Только на первый взгляд кажется, что вожатые ничего не делают, на самом деле у этих людей ни минуты покоя! От обычной игры на знакомство до уборки комнаты детей за пять минут, от заполнения педагогического дневника до написания программы отрядной деятельности, Всероссийский детский центр — это уровень!

Вожатый: мифы и реальность

Когда едешь работать вожатым, ожидаешь чего-то невероятного и одновременно многого боишься, поэтому в поезде тебя одолевают страхи, часть из них испаряется сразу, а какие-то разрушаются с опытом.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

Миф 1: всё, что потребуется в работе, тебе выдадут.

Неправда. Тебе дадут минимальный набор канцелярии: упаковку гуаши шести цветов, карандаш, кисть, ручку, клей, цветную бумагу 16 цветов и белый картон. Всё остальное вожатые покупают сами и за свои деньги, лучшее место для этого — сеть магазинов Fixprice. Хороший вожатый хочет радовать своих детей различными сюрпризами, красиво оформлять плакаты и информационные стенды, то есть канцелярка необходима как воздух.

Миф 2: работа спокойная, всё-таки, федеральный центр.

Она — сумасшедшая. У федерального учреждения всегда образовательный уклон, а значит, дети не просто приехали купаться в море. Есть определённая программа смены и обязательные творческие дела, поэтому распорядок дня невероятно насыщенный, а дети любят медленно собираться, и твой отряд вечно куда-нибудь опаздывает. Плотное расписание напрямую влияет на эмоции подопечных, поэтому важно уметь направить их в правильное русло и, конечно же, сдержать свои.

Миф 3: «Я еду на море, буду загорать»

Едешь, но не накупаешься. Распорядок дня вожатого примерно такой: в 7.20 выходишь на работу, если повезёт — в 23 вернёшься домой. Поэтому о том, чтобы поваляться на пляже и покупаться без детей остаётся только мечтать. Выходные, конечно, будут (целых три дня), но смена делится на определённые периоды. По сути, получится так: всего 21 день, первые пять-семь — организационный период, последние три-четыре — итоговый, и в оставшиеся 12-14 дней ты можешь брать выходные, а потом пересменок (два-три дня между сменами), в который, возможно, снова будешь работать. Из 122 дней на море я провела десять, при этом дома каждый второй спрашивает, почему же я такая бледная. Ответ прост: вожатый работает 24\7, если не с детьми, то на репетициях или готовит сюрпризы отряду.

Миф 4: вожатые не привязываются к детям.

Снова неправда. Вожатые всегда воспринимают ситуации эмоционально. Какими спокойными они не казались, внутри у них может бушевать гром, буря, торнадо, молния, да вообще что угодно! И если вы думаете, что ваш вожатый не будет по вас скучать, вы глубоко ошибаетесь.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

Страх 1: дети не будут меня слушаться.

Это зависит от того, как ты себя представишь. Первые три-четыре дня стоит держать детей в ежовых рукавицах и относиться к ним строго, а потом можно немного расширить границы дозволенного. В любом случае, у тебя будет напарник (или два), которые всегда тебя поддержат и помогут, но только не стоит начинать играть в «хорошего» и «злого» вожатых, тогда одного из вас дети точно не будут любить.

Страх 2: у меня будет плохой напарник.

Всё может быть, в вожатые не берут плохих людей, но иногда вы с напарником настолько разные, что не знаете, как день вместе провести, не говоря уже о целой смене. Здесь просто надо понять, что у вас будет общее дело — сделать из детей, попавших к вам отряд, настоящую команду. Может быть, ваш напарник не такой уж плохой?

Страх 3: я не справлюсь с эмоциями.

Тоже вполне возможно, эмоций будет невероятно много: и внезапные, и ожидаемые, и всякие разные — нескончаемый поток, который надо будет усмирять. Особенно, если эмоции приходят со стороны, они плохие и никак не касаются ваших детей, то отряд ни в коем случае не должен знать о ваших переживаниях. Напарнику же наоборот, стоит рассказать, он хотя бы будет в курсе того, что с вами происходит, и прикроет, если это будет необходимо.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

«Я — вожатый, ты — вожатый...»

Вожатское дело — не самая лёгкая вещь на свете, пускай, со стороны кажется, что вожатые ничего не делают. Прежде чем стать вожатым, необходимо ответить на вопрос: «А справлюсь ли я?». Потому что, до момента, когда вы поймёте, ваше это или нет, пройдёт какое-то время. Так что, ответьте на вопрос и отправляйтесь в школу вожатого, раскройте свои способности, пробуйте!

Первый этап для меня пролетел на одном дыхании и закончился в середине августа. Три смены с разными детьми со всей страны, хорошими напарниками и начальниками (в «Орлёнке» не бывает плохих людей), незабываемыми выходными, поездками и опозданиями на последний автобус, с бессонными ночами ради вожатских концертов, с засыпаниями на ответственных планёрках и невероятными эмоциями, по большей части, благодаря людям. Страна детства стала реальной сказкой не только для детей, но и для вожатых, которые ею загорелись.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

ЭТАП ВТОРОЙ

Лето не закончилось

Уезжая из «Орлёнка» в середине августа, я прекрасно знала, что лето не закончилось. Ещё в морозном марте я получила приглашение в Международный детский центр «Артек» работать медиапедагогом.

Сказать, что мне было страшно — ничего не сказать, я не знала, что меня ждёт. Направления, по которым я должна работать, точно определились в конце августа: изначально были радио и интернет, потом только интернет, позже интернет и ТВ, только ТВ, в итоге остались радио и ТВ. О том, что мне надо будет вести занятия, я вообще узнала по приезде в центр, поэтому в первые дни у меня была паника.

Если сравнить работу вожатого и специалиста, у второго почти нет ответственности за детей, он проводит гораздо меньше времени с ними, плюсом на всех занятиях присутствуют вожатые. Но и в этой должности есть чего бояться.

Миф 1: занятия вести легко.

Ничего подобного! Попробуй сначала поймать и удержать внимание детей, а потом говори о том, как легко проводить занятия. Любой урок с детьми должен быть продуман, чтобы они хотели к тебе ходить и с тобой работать. Отсюда второй миф.

Миф 2: можно сымпровизировать.

Здесь не обойтись, как минимум, без плана проведения занятия, как максимум — без подробно расписанной теории. Необходимо знать, что пригодится в работе, а что — нет. Второе, соответственно, исключать. И, конечно, не забывать о том, что дети больше любят практику, которую тоже надо продумывать.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

Страх 1: я же ничего не умею.

Не умеешь — научись. Самообразование никто не отменял, есть масса источников, которые помогут стать тебе классным педагогом, которого полюбят дети.

Самое сложное для меня было соблюсти дистанцию и оставаться педагогом. Мне всего 19, а на начало смены было ещё 18, некоторым из детей — 17, кого-то я знала до смены, поэтому перейти из роли вожатого-друга в педагога-наставника было сложнее, чем готовить и вести занятия, да вообще труднее всего, что случалось этим летом. В каких-то ситуациях я забывалась, поэтому приходилось постоянно напоминать себе о том, что сейчас я не вожатая, а педагог.

Страх 2: дети не захотят работать.

Да. Бывает и такое. Попробуй их заинтересовать, придумай что-то такое, что им будет интересно, есть же разные формы проведения занятий, здесь просто стоит уделить время на поиск информации в интернете и других источниках педагогики.

Зажигая сердца ребят
Фото из личного архива автора

Не конец истории

Лето закончилось 23 сентября, а учёба началась 25-го. Одни выходные на осознание того, что произошло за последние 122 дня — хороший опыт, новые знакомые, искренние улыбки и немножечко моря зарядили энергией на учебный год. Педагогика оказалась не такой страшной, взаимовыручка и самообразование стали основой вожатского дела и преподавания, а ещё открылись большие возможности. И, если бы не отсутствие на учёбе в мае и сентябре в связи с «Орлёнком» и «Артеком», 16 октября я бы оказалась в МДЦ «Артек» в финале всероссийского конкурса «Молодой медиапедагог». Но в жизни важно уметь расставлять приоритеты. Это, конечно, совсем другая тема, в данный период учёба для меня оказывается на первом месте.

Наверх