МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Автор:
Яна Рубина

Цифры повсюду

На этой неделе в САФУ проходит VI Международная молодёжная научно-практическая школа «Высокопроизводительные вычисления на GRID-системах». Сюда съехались студенты из многих городов России. Так как их научная сфера деятельности для непосвященного — «темный лес», AV задал участникам школы один простой вопрос, как они применяют свои обширные знания в областях математики и информатики на практике и в личной жизни. Стандартный ответ школьных учителей, цитирующих Михаила Васильевича Ломоносова, «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» нарочно не принимался, мы требовали конкретных фактов.

Максим Соснин.jpg

Максим Соснин,

Архангельск, САФУ им. М. В. Ломоносова

— Я студент четвёртого курса ИМИКТ, занимаюсь математикой и прикладной информатикой. Кто ещё не в курсе, но программирование сейчас в тренде, знать «формулы» — престижно, благодаря им ты никогда не останешься без работы. Моя сфера — параллельное программирование, могу на пальцах объяснить, что это такое. Возьмём к примеру мой телефон, в нём всего одно ядро, которое всё считает, а вот в ноутбуке или компьютере их уже намного больше — два, четыре, восемь и так далее.

Чтобы заставить их одновременно работать, нужно каждому дать задачу, это и есть параллельное программирование. Оно сейчас применяется везде, в любой сфере деятельности, поэтому очень перспективно.

Самый понятный пример, конечно же, мобильные приложения, я могу запросто их создавать, но мне это направление не очень интересно. С помощью подобных знаний можно сделать на своём компьютере всё, что угодно. Лично я однажды создал для себя программу-калькулятор для решения дифференциальных уравнений, вводишь данные, нажимаешь кнопочку, и появляется ответ, быстро и удобно

Вера Кулакова.jpg

Вера Кулакова,

Калининград, БФУ им. Канта

— В первую очередь «все эти формулы» нужны для того, чтобы наука развивалась и шла вперёд, все её области. Во-вторых, хоть изначально и кажется, что математику и всякие сложные уравнения невозможно применить на практике, это неправда. Могу даже описать ситуацию из личного опыта.

Мы с родителями делали на даче новый парник, и чтобы не строить для него дополнительные опоры, которые доставляют массу неудобств, пришлось сделать небольшие расчёты.

Например, каким должен быть угол наклона крыши. В итоге сделали всё как надо, к тому же нам понадобилось меньше перекладин. По-научному это звучит так: более выгодное расположение объекта и экономия ресурсов. Ещё один яркий пример — моя дипломная работа, она связана с переносом примесей в атмосфере. У нас в области строилась (сейчас работы частично приостановлены) атомная электростанция. Всем известно, что такой объект несёт в себе определённые риски для населения. Я рассчитывала, куда в случае взрыва или какого-то выброса пойдёт облако с негативными веществами — примесями. Формулы позволяют нам прогнозировать катастрофы.

Николай Корнилов

Николай Корнилов,

Архангельск, САФУ им. М. В. Ломоносова

— Где можно применить формулы? Занимаюсь математическим моделированием, и вот здесь-то как раз без формул никуда. Одна из последних тем моей работы — течение газа в узких каналах, это крайне важное направление, особенно для нашего региона.

Один из моих одногруппников моделирует теплообменники, которые тоже повсеместно применяются в жизни.

То есть сейчас мы просто берём формулы и по ним считаем, занимаемся теорией, а вот результаты наших трудов уже применяются на практике. Мы связываемся с предприятиями, и они по нашим данным могут разработать что-то новое, внедрить какие-то технологии. Программисты сейчас нужны везде, ну, абсолютно везде! Даже если вы просто хотите сделать себе сайт, вам потребуется помощь программиста, я уже не говорю о каких-то сложных вещах.

Ирина Гаврилова.jpg

Ирина Гаврилова,

Военный городок Ногинск-9, Московская область

— Любые знания в области физики и математики можно часто применять на практике. У меня в семье была такая история: на даче нужно было передвинуть с одного места на другое достаточно большой и тяжёлый контейнер, но из рабочих рук были только папины и мамины. Маме, само собой, папа бы даже не позволил выполнять такую совершенно неженскую работу, а в одиночку сил не хватало.

Кажется, безвыходная ситуация, но он всё организовал так, что выполнил трудную задачу в одиночку. Рассчитал, что и куда необходимо подкладывать, и контейнер был передвинут.

Или ещё, мы же хотим знать хотя бы примерную погоду на завтра и другие дни? Конечно, хотим! Однако без людей, разбирающихся в математике, информатике и без суперкомпьютера (который тоже, к слову, создан на основе научных формул и расчётов) мы этого сделать не сможем!

Александр Шарамет

Александр Шарамет,

Калининград, БФУ им. Канта

— Как только вы начнёте хоть немного углубляться в любую из сфер, вы тут же столкнётесь с математическими расчётами. Будь то корабли, радиолокация или гидродинамика, да что угодно, везде понадобятся умение работать с формулами, умение вычислять и программировать.

Казалось бы, это незаметно, но нас окружают цифры, они повсюду.

Для каких-то рядовых задач в той или иной области, конечно же, уже написаны свои шаблоны задач, но постоянно приходится разрабатывать и новые, потому что современные технологии не стоят на месте. И вот ты залез в эти «новые» глубины, и тут же вылезает необходимость в знаниях по математике, физике, химии, биологии, экономики и других наук, использующих различные формулы. Лично у нас в области настоящий кадровый голод, таких специалистов не хватает. Почему? Ответ простой — учится применению формул очень сложно. Средний уровень отсеивания из университетов — более 50% студентов, одних отчисляют, вторые просто не выдерживают и уходит сами.

Надежда Тимофеева.jpg

Надежда Тимофеева,

Саратов, СГУ им. Чернышевского

— Одно из основных направлений моей работы — 3D-моделирование. Сейчас мы делаем виртуальный музей дальней авиации города Энгельса. Для чего он нужен? Некоторые его экспонаты с каждым годом теряются, финансирования на поддержку всех объектов, само собой, не хватает.

На многих представленных там самолётах учились летать, тренировались, выдающиеся космонавты страны, в том числе и Юрий Гагарин.

Поэтому хотелось бы сохранить их хотя бы в 3D-моделях на экране компьютера, чтобы школьники могли не просто прочитать в учебнике характеристику самолёта «Ту-130», а увидеть его визуально, узнать его историю, это же намного интереснее! Тем-более, что мы прорабатываем всё до деталей — объёмные стол, стул, машина, здания, вплоть до травы и букашек, мы всё это можем смоделировать и виртуально показать. Ещё один плюс в том, что до музея нужно ещё доехать, а видеоролик можно показать прямо на уроке. В таком же стиле мы смоделировали все двенадцать корпусов нашего университета, чтобы можно было по нему виртуально погулять (видеоролик-экскурсия). Для первокурсников, которые ещё ничего там не знают, это очень полезно, они меньше теряются.

Наверх