Диета оратора: От чего отказаться в пользу стройной речи?

В детстве я думала, что оратор – это тот, кто громко орет. Многие до сих пор считают, что аудиторию можно удержать крепостью голосовых связок. Однако не обязательно иметь громкий голос, чтобы тебя услышали. От чего зависит успех публичного выступления? О том, что нужно преумножить в себе, чтобы стать ритором, известно всем: чистота произношения, способность к импровизации, эрудиция, уверенность в себе и так далее. А от чего лучше отказаться?

Ораторское искусство

1. Придется отказаться от слишком сложных конструкций

Придаточные предложения не случайно зовутся придаточными — они играют подчиненную роль. Поэтому лучше использовать короткие самостоятельные предложения. Это позволит сделать речь цельной, вам не придется переводить дыхание.

2. Не употребляйте длинные слова

Проанализируйте свой словарный запас, у длинных слов часто существуют более короткие синонимы, используйте их.

3. Вовлекайте слушателей в то, о чем вы говорите

Отказаться лучше и от безличных предложений: «требуется определить объем тела», «можно применить формулу», «важно подчеркнуть, что...». Вовлекайте слушателей в то, о чем вы говорите. Стремитесь больше использовать определенно-личные местоимения. Вместо конструкции «всем слушателям лекции выражается благодарность» лучше сказать «мы благодарим всех слушателей».

4. Нерешительное «бы»

Вашу нерешительность выдаст сослагательное наклонение, которое обозначает ситуации, не существующие в реальном мире, лучше не использовать «надо бы», «лучше бы», «если бы»...

Дмитрий Бараков,
победитель регионального чемпионата по чтению «Открой рот», музыкант:

«Ораторскому искусству посвящено множество книг, семинаров и даже тренингов. Существует масса инструментов и техник, и я не отрицаю их эффективности, однако... Всегда есть „но“. Мне кажется, изначально сама природа должна наградить тебя умением держать внимание зрителей, а затем ты пытаешься в себе это развить. И тут я имею в виду именно практическую сторону: от „невербалики“ (внешний вид, мимика, жестикуляция, тон голоса и скорость произношения) до расширения словарного запаса, эрудиции. Саморазвитие не должно заканчиваться.

Основной совет начинающим: научитесь получать удовольствие от самого процесса, и тогда слушать вас всем будет в удовольствие. Я также был когда-то студентом, а у них, как известно, два способа сохранить спокойствие на экзамене: знать весь материал или уметь красиво подать то, что сохранилось в голове с лекций. Никогда не забуду фразу моего преподавателя по культурологии: „Вот посмотрите на Баракова — если уж врать, то с блеском в глазах! Пять!“ Главное быть уверенным в себе, ведь уверенность — 80% процентов успеха!»

5. Учитывайте аудиторию

Модные или жаргонные слова могут быть негативно восприняты слушателями другого возраста, статуса, уровня образования.

6. Не будьте категоричными

Чем больше утверждений, тем больше уязвимых мест. В спорных моментах лучше излагать мысли в форме предположений.

7. Избегайте закрытых вопросов в аудиторию

Если вы хотите расшевелить слушателей, рассчитываете на реплики заинтересованных, не задавайте вопросы, на которые можно ответить односложно «да», «нет», «возможно». Открытые вопросы начинаются со слов «когда», «как», «где», «какая» и так далее.

8. Соблюдайте ритм

Если вы не участник рэп-баттла, лучше не торопиться, а говорить размеренно и делать в сообщении паузы. Есть также закономерность — чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить.

9. Избегайте паразитов

Старайтесь говорить без слов-паразитов: «как бы», «типа», «вроде», «ну» и других.

10. Откажитесь от листочка

Лучше брать за кафедру план выступления, а не оригинальный текст. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией. Если вам зададут вопросы, продолжайте смотреть собеседнику в лицо, не отводите взгляд, чтобы подумать.

Александр Смирнов,
руководитель «Школы ораторского искусства»:

«В подготовке к публичному выступлению важно определить цель своей речи. Многие путают цель с задачей. Задача — это то, что ты делаешь: выступаешь, убеждаешь, продаешь. А цель — это то, что должны сделать люди после того, как выслушают тебя — возьмут на работу или поставят пятерку.

Я заметил, что часто защита дипломных работ превращается в проверку техники чтения — большинству сложно оторваться от листа и установить с аудиторией тесный контакт. Важно решить — для кого я говорю? Для одногрупников или для комиссии из преподавателей? Это две разные аудитории с разными ценностями и ожиданиями. Свое выступление нужно построить, отталкиваясь от особенностей выбранной аудитории.

Большинство людей испытывают сильный страх перед выходом, а по сути ничего не изменится, даже если выступите плохо...

...завтра также встанет солнце, также будет играть „Водник“, и, кроме того, через два-три дня никто даже не вспомнит, плохо или хорошо вы говорили. Главное подготовиться и сделать все, что в ваших силах для достижения поставленной цели.

В „Школе ораторского искусства“ мы учим ребят импровизации, работаем с голосом, уверенностью в себе и убедительностью речи. Многое можно перенять из опыта известных ораторов, обратиться к записям их выступлений или к полезной литературе, могу посоветовать начать с книг Радислава Гандапаса „Камасутра для оратора“ и Рона Хоффа „Я вижу вас голыми“.

Вообще, ораторскому искусству можно научиться только на практике, дебютировать можно даже в узком кругу — попробуйте начать с анекдота перед друзьями».

Прямая речь

Ольга Морозова
Ольга Морозова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой культуры:

«Все рекомендации и приемы хороши, когда есть основа — знание темы, увлеченность ею. Только в этом случае оратор сможет говорить просто о сложном. Устная речь должна быть простой, не грубой или вульгарной, но доступной, в ней не должно быть много терминологии, сложного синтаксиса. Считается, что человек может говорить хорошо, если его знания стали приватизированными, то есть выступающий настолько проникся чьей-то идеей, что знания кажутся ему своими — появляется естественная эмоциональность выступления. Чем интереснее тема для оратора, тем интереснее она будет слушателю.

Единицы могут стать такими ораторами, как Иоанн Златоуст или Фидель Кастро, удерживавший внимание аудитории 8-10 часов, но успешно выступить с небольшим сообщением может каждый.

У Чехова есть рассказ „Скучная история“, где он сравнивает аудиторию с многоголовой гидрой и рассказывает, как профессор пытается ей управлять. Чтобы не потерять интерес слушателей, если сообщение длительное, делайте паузы, говорите с такой скоростью, чтобы аудитория успевала воспринимать вашу речь. Говорите с аудиторией так, как будто вы общаетесь с одним человеком».

Наверх