25 лет нет с нами Сергея Довлатова. И впервые за это время — посвященный ему фестиваль «Заповедник» в Пскове. Писатель еще не стал хрестоматийным, поэтому фестиваль получился особенно богатым на споры и дискуссии.
Довлатов Сергей Донатович, прозаик. Работал журналистом, например, в «Советской Эстонии», подрабатывал фрилансом. Основные произведения Довлатова: «Зона. Записки надзирателя», «Рассказы», «Наши», «Компромисс», «Заповедник», «Ремесло», «Чемодан» .24 августа 1990 Сергей Довлатов в расцвете творческой славы скоропостижно скончался в Нью-Йорке.
Фестиваль «Заповедник» Сергея Довлатова прошёл с 17 по 19 сентября. Это первый фестиваль в России, посвященный творчеству писателя. Именно в Псковской области Довлатов работал экскурсоводом, поэтому и основную часть мероприятий решили провести здесь. В рамках фестиваля наградили финалистов литературного конкурса эссе «Портрет Довлатова».
Самые горячие споры по поводу личности Довлатова велись на паблик-токе, в котором участвовал свет современной российской интеллигенции: писатель
Виктор Ерофеев ,
писатель:
«Он (Довлатов) не командует нами, а позволяет каждому выбрать свой компромисс. Позволяет каждому жить так, как положено ему по заданию собственной жизни. Он первый написал, как выжить в Советском Союзе. Но сам не смог и уехал, потому что нашел компромисс».
Алексей Герман-мл. ,
режиссёр, сценарист:
«Я в его судьбе никаких компромиссов не вижу. Он что, не смог бы издаться, если бы написал роман о рабочем классе или рассказ о юности Ильича? Мне кажется, Довлатов органически не мог сделать шаг и перейти в строй советских писателей».
А что бы ответил сам Довлатов? Скорее всего, отшутился бы. Он никогда не прикрывался за высокими словами и не был лицемерен. Этим он отличается от многих в том числе и от нас современных.
Довлатов – такая фигура, вокруг которой сплотились как «сторонники с дубинками», так и «противники с дубинками». И две эти стороны очень сложно примирить. Когда Довлатов будет хрестоматийным (для него самого это был бы шок), то и тогда противоборствующие не успокоятся. Эти споры быстро вышли за пределы вышеупомянутого паблик-тока, они вылились в комментарии под новостями о фестивале, в выступлениях видных деятелей культуры, в дискуссии участников.
Алексей Герман-мл. ,
режиссёр сценарист:
«Довлатов играет огромную роль не только в социальной, но и в духовной жизни. По Довлатову себя многие меряют, мы с ним себя сравниваем и с ним разговариваем. Довлатов живет».
За день до официального начала фестиваля в интервью
К другому лагерю относится известный критик, поэт
Дмитрий Быков,
поэт, журналист:
«Серьезные, трагические вещи Довлатов низводит до анекдота: какую серьезную прозу можно было бы сделать из истории с перепутанными покойниками или со съездом лагерников! Но Довлатов как от огня бежит от сильных эмоций и серьезных мыслей — от того, что делает литературу литературой».
Часть творческой интеллигенции считает Быкова правым, а другая обвиняет в эпатажной выходке. Как бы то ни было, работа Геннадия Литвинцева, победителя конкурса эссе в рамках фестиваля «Заповедник» написана о негативных сторонах прозы Довлатова.
Геннадий Литвинцев ,
писатель, победитель литературного конкурса:
«Знал я лично одного из героев Довлатова. Хороший был редактор в Талине. Генрих Туронок, неприкрытый псевдонимом редактор газеты «Советская Эстония», в которой работал Сергей. И вот он прочитал про себя в книге. Почернел, перестал ходить на работу, заболел и умер».
Геннадий Попов ,
писатель-сатирик, участник литературного конкурса:
«Если книги Довлатова человеку не нравятся, значит, с этим человеком что-то не так. По крайней мере, у меня с ним общения не получится».
Владимир Вестерман ,
писатель,член жюри литературного конкурса:
«Довлатовне гений. О нём я бы сказал: человек-эпоха. По совокупности созданного и прожитого. Писатель уникальной судьбы, хотя, если разбираться, похожие судьбы были у многих в то не такое уж давнее время. Он просто в силу мощного дарования выразить эту судьбу сумел так, как мало кто смог».
В книгах Довлатова находим ответ на все эти споры: «Бог дал мне то, о чем я всю жизнь просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят».
В какой-то пафосной статье, восхваляющей Великого Его – Довлатова, Сергей Донатович назван человеком-мифом, мифом придуманным им самим же. Написано очень громко, но верно. Думаю, что этот миф и стал причиной его популярности.
Я познакомилась с его творчеством после провокации нашей завкафедрой. Ольга Владимировна Третьякова спросила на дисциплине «Эмигрантская журналистика»: «Ну, Довлатова-то вы, конечно, знаете?»,? таким тоном, будто это Пушкин. Я не знала и почувствовала себя неудобно. В этот же вечер дома открыла первую попавшуюся онлайн-версию книги, потом купила бумажную: прочитала «Ремесло», «Компромисс», «Заповедник», ещё и ещё. Неожиданно я прочитала всё собрание сочинений.
Довлатов не гений. Но он умеет писать простым иногда тривиальным языком о самых сложных вещах. На первый взгляд Довлатов просто изрядный комик, но на самом деле за иронией стоит трагедия советского человека.