Ему 26 лет. Он начальник отдела экопросвещения Кенозерского национального парка. В его подчинении 7 сотрудников. За плечами уже десятки проведенных мероприятий и реализованных проектов. Выпускник САФУ в интервью АВ рассказал о том, как стал активистом и о том, что студсовет все еще влияет на его работу.
— Саша, а кем ты мечтал стать в детстве?
— Отличный вопрос! Как раз недавно перебирал свои детские рисунки и судя по ним, как и все мальчишки, хотел быть милиционером, гаишником, водителем машины… Мне нравилось работать с техникой. Но особо об этом не задумывался.
— А на какой специальности учился?
— Я — эколог-природопользователь. В школе мне нравилась география, в том числе экономическая, было интересно читать про страны. И на этом направлении изучается большой блок географии.
— Я помню, что в университете ты входил в студсовет. Ты активистом стал еще в школе или только в университете?
— Классах в 10-11-х, возможно, у меня и были задатки активиста, но в школе другая атмосфера. Университет — это возможность начать жизнь с чистого листа. В студактив я пошел с сентября. Я поступил еще в ПГУ, помню, в первую неделю к нам пришли квнщики, потом — студсовет, а после — туристический клуб «Полярная звезда». С ними я съездил на «Тур 29», но меня больше заинтересовал студсовет. Привлекла атмосфера уважения и поддержки. В первые годы втягивался, ребята постарше давали проводить мероприятия. Знаешь, потом я понял, что если бы не это — то давно бы ушел из студсовета, потому что пропал бы интерес. Так что, хорошо, что я сразу же стал активно участвовать в делах, и мне понравилось работать в команде. Потом я стал руководителем информационного направления, вел социальные сети. А на втором курсе уже был председателем студсовета Института естественных наук и технологий.
— Ты хотел заниматься именно информационным направлением или так получилось?
— Я мог заниматься всем — и культурно-массовыми мероприятиями, и корпоративной, и информационной деятельностью. Освободилась должность, а мне нужно было куда-то двигаться. Подумал, почему бы нет?
— Что больше всего запомнилось с учебы?
— Практика! Мы все ждали лета, учеба шла чуть ли не до августа. В июне сдавали сессию, а в июле отправлялись на практику. Педагоги говорили, что можно в Кенозерский национальный парк на практику съездить, но не дошло. Мы ездили на мусорный полигон, были на Белом море… А вот когда я проходил практику в туристско-информационном центре, мне понадобилось отнести в визит-центр Кенозерского парка документы. Я увидел офис и удивился, что он такой большой. Первые впечатления — в июне в офисе было сумрачно, холодно и очень много вещей во всех кабинетах.
— Как ты попал на работу в Парк?
— Я закончил пятый курс, в августе уехал отдыхать на Соловки. А в сентябре в Парк устроилась моя одногруппница, и сказала, что есть одна вакансия. Я отправил резюме. Полмесяца из-за командировок сотрудников его даже не рассматривали. Собеседование было ровно наоборот первому впечатлению — я танцевал кадриль, пел частушки под гармошку. Потом нарядили в костюм Деда Мороза и я делал вид, что дарю подарки. Как мне сказали потом, хотели проверить какой я активный. Было очень весело. Через неделю позвонили и пригласили стать частью большого «заповедного» коллектива. Я был очень рад! Работать здесь интересно! Каждый день узнаешь что-либо новое. Тут можно постоянно учиться, и мне это нравится. График напряженный, я люблю когда плотное расписание и нет свободного времени. И коллектив вдохновляет!
— Чем именно ты занимаешься?
— Реализацией программы по экологическому просвещению в национальных парках «Кенозерский» и «Онежское Поморье». Моя работа связана с просвещением населения заповедной территории, организацией различных мероприятий, проектов и программ, которые популяризируют экологичный образ жизни, изучение природы родного края, работу Парка. Мы организовываем детские лагеря, семинары, учим местных жителей писать проекты, чтобы они самостоятельно участвовали в различных конкурсах и выигрывали гранты на реализацию своих идей. Этим летом мы впервые делаем «космическую» смену, где дети узнают, как связаны космонавтика и Архангельская область, поедут на космодром Плесецк, познакомятся с настоящими космонавтами.
— Какие проекты пишут жители деревень, расположенных на территории Парка?
— В основном их проекты связаны с развитием деревень и туризма. Я работаю со школьниками. Например, недавно они подготовили проекты по установке волейбольного и футбольного полей. Мы нашли спонсоров, закупили оборудование. А школьники очистили поле, вкопали столбы, вместе со взрослыми натянули сетку. Благодаря этому проекту, например, в школе в деревне Вершинино появилась локация для отдыха с пуфиками и настольными играми.
— Какие качества, которые ты получил в студсовете, тебе помогают в — работе?
Организация мероприятий. Иногда приходится придумывать выходы из трудных ситуаций, причем экстренно, поэтому помогает креативность. Большой плюс в том, что сейчас я использую свои связи: у меня остались друзья, которые все еще учатся и состоят в студенческом самоуправлении, и те, которые уже работают в других организациях. Я их приглашаю к сотрудничеству на различные мероприятия, либо ездить в национальные парки «Кенозерье» и «Онежское Поморье» волонтерами. Кстати, рабочий день ненормированный, поэтому нужна стрессоустойчивость. Иногда приезжаешь из командировки, успеваешь только постирать одежду, как приходится ее обратно в сумку складывать и ехать в еще одну командировку.
— Что ты мог бы посоветовать студентам?
— Не бояться учиться новому. Еще в студенчестве встречал много людей, которые на все предложения говорят: «это не мое». У меня тоже периодически возникают такие мысли, но я себя заставляю пробовать делать что-то новое. И всегда пригодится опыт организации мероприятий. Сейчас почти на каждой работе их проводят, составляют сметы и пишут положения. Например, в университете я не только активистом был, но и научной деятельностью занимался, два раза участвовал в экспедиции Арктического плавучего университета. И если жизнь тебе подкидывает новые приключения — обязательно нужно соглашаться.