Как выбрать профессию


Старший преподаватель кафедры психологии высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Марина Арефина о том, как выбрать профессию и не ошибиться.

Выбрать профессию — значит сознательно определить ту область деятельности, которой намереваешься овладеть и заниматься длительное время. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престиж, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успеха и самовыразиться.

Выделяется три главные составляющие профессионального выбора: «Хочу», «Могу», «Надо». «Хочу» — это желание работать по данной профессии. «Могу» — способность и возможность освоить профессию и продуктивно работать. А под «надо» подразумевается учет потребностей современного рынка в той профессии, которую вы выбрали.

Профессия должна приносить удовольствие, ведь никакая зарплата не сможет изменить тот факт, что приходиться ходить на «нелюбимую» работу.

К факторам выбора профессии относятся учет своих интересов и склонностей, способностей, престижность профессии, информированность о ней. Учитывают и позицию родителей, одноклассников, друзей и сверстников. Не стоит забывать о потребностях производства и наличии определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

Все это обязательно нужно учитывать, ведь в последнее время довольно часто школьники выбирают профессию, ориентируясь лишь на свой любимый школьный предмет или на те, по которым легко сдать ЕГЭ, при этом, не принимая во внимание другие важные факторы.

Однако, при выборе профессии можно совершить и ошибку. Как показывает практика, неадекватные представления о пре­стижности профессий — одна из наиболее рас­пространённых ошибок учащихся средней школы.

Престижность — это важный фактор, но если у вас есть способности к определённой области, то по-настоящему раскрыть их вы сможете, работая в сферах, связанных с этой областью.

Кроме того, помните, не место красит человека, а человек место.

Еще одна ошибка — выбор профессии «за компанию». Многие подростки идут в вуз или учи­лище только потому, что туда поступает друг или несколько приятелей. Через некоторое время часто «поступающих за компанию» постигает разочарование — жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую.

Среди распространенных ошибок и подверженность давлению родителей или других родственников. Взрослые, обладая большим опытом, могут внушать, что тот вариант, который они предлагают, наибо­лее оптимален. Мне­ние старших, которые желают школьнику добра, учитывать нужно, но не стоит забывать, что это все-таки ваша жизнь, а не мамина и папина.

Многие увлекаются только внешней стороной профес­сии. С профессией менеджера, например, у мно­гих связаны образы офиса, красивой ме­бели, оргтехники и компьютера. Об особенно­стях же будничного труда этих специалистов — частых разъездах, нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей — далеко не все задумываются. А это приводит к разочарованию на практике.

Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию, но при этом не учитываются собственные способности, которые могут не соответствовать этой профессии.

Самостоятельно выбрать профессию сложно. Существует несколько направлений работы, которые помогут сориентироваться школьнику в сложном и разнообразном мире профессии.

Для учащихся 6-8 классов рекомендуется посещение профориентационных мероприятий, таких как соревнования, квесты, игры. Так школьники получают представление о разнообразных сферах профессий и условиях труда. Еще одно направление работы — профессиональная консультация. Во время такой консультации старшеклассников специалист знакомится с профессиональной картой учащегося, проводит диагностику профессиональных предпочтений и типа личности, ведет работу с картотеками профессий по их типам и учебным заведениям, профессиограммами. Так психолог помогает школьнику сформулировать профессиональные цели и определить область возможных профессий.

Существуют различные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Для быстрого определения профессиональных интересов и склонностей существуют методы экспресс — диагностики. Например, психогеометрический тест С. Деллингер

Инструкция: Посмотрите на пять фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении кото­рой вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выбе­рите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

middle_professia.jpg


Интерпретация

Прямоугольник — это неустойчивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди-прямоугольники — это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни.

Прямоугольники могут быть разными, но есть и то, что их объединяет — это состояние запутанности, непонятности. Это неудовлетворённые собой или жизнью, и они тянутся к лучшему. И своей любознательностью, и поиском привлекают себе новых людей.

Психологические свойства Круга

Положительные

Отрицательные

Дружелюбный, доброжелательный

Мягкотелый, нетребовательный, уступающий

Добродушный

Беспечный

Заботливый, поддерживающий, преданный

Навязчивый

Сочувствующий

Болтливый, любит посплетничать

Великодушный

Сильные самообвинительные тенденции, меланхолия

Щедрый

Расточительный

Способен убеждать и мотивировать

Играет на чувствах других

Доверчивый

Легковерный

Спокойный, внутренне не напряженный

Ленивый, слабая концентрация, низкая мотивация достижений

Рефлексивный

Нерешительный

Безконфликтный, стабилизирующий

Слабый «политик»


Психологические свойства треугольника

Положительные

Отрицательные

Лидер, ведущий за собой, принимающий ответственность на себя

Эгоцентричный, эгоистичный

Решительный

Категоричный, не терпящий возражений

Сконцентрированный на цели момента

Погруженный с головой в работу, безразличный ко всему остальному, пока цель не будет достигнута

Ориентированный на суть проблемы, дела

Нетерпеливый, прерывает других

Конкурентный, нацеленный на победу

Коварный, хитрый

Уверенный в себе

Самонадеянный

Честолюбивый

Ориентированный на статус, карьеру

Энергичный

Неудержимый

Психологические свойства Зигзага

Положительные

Отрицательные

Креативность, творческий подход к жизни

Неорганизованность, разбросанность

Концептуальность, теоретическая установка

Непрактичность

Мечтательность, устремленность в будущее

Нереалистичность

Интуитивность

Нелогичность, непоследовательность

Остроумие

Эксцентричность

Экспрессивность, прямота

Несдержанность, непосредственность

Стремление к новизне

Непостоянство настроения, поведения и отношений

Восторженность, Воодушевленность

Наивность

Психологические свойства Квадрата


Положительные

Отрицательные

Организованный

Педант, дотошный, мелочный

Внимателен к деталям

Из-за деревьев не видит леса

Трудолюбивый

«Трудоголик»

Аналитичный

Холодный, отчужденный, сухой

Рациональный, благоразумный

Излишне осторожный, с бедной фантазией

Эрудированный

«Умник»

Упорный, настойчивый

Упрямый

Твердый в решениях

Консервативный, сопротивляющийся инновациям

Терпеливый

Выжидающий, затягивающий решения

Бережливый

Скупой


Также, следует отметить, что только диагностика профессиональных интересов и склонностей не обеспечит 100% успех в выборе профессии. Обязательно необходимо ознакомиться с более подробной информацией о профессии. Для этого существуют информационно-справочные, просветительские методы, к которым относится профессиограмма — краткое описания профессий. Сотрудники кафедры психологии САФУ разработали более 150 профессиограмм, в том числе для востребованных профессий Архангельской области.

Наверх