МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Решение студента — закон

На лекциях вам дают уже устаревший материал? Невозможно применить полученные знания на практике? Недостаток оборудования не позволяет в полной мере изучить предмет? Такие вопросы сейчас задают студентам по всей стране в рамках федерального движения «За качественное образование». AV разузнал, каков он вуз-мечты для современного мученика науки.

Автор фото: Полина Нечаева

Что такое качественное образование и с чем его едят

По окончании вуза каждый желает приобрести солидный багаж знаний, который поможет быть востребованным специалистом на рынке труда. «Качественное образование сегодня — качество жизни завтра» — основная идея молодежного движения «За качественное образование», созданного в августе 2014 года. Активисты уверены, что именно низкий уровень знаний не позволяет студенту трудоустроиться по специальности, а это в свою очередь ни много ни мало ухудшает экономическое положение страны. Цель движения, охватившего вузы всей России, — привлечь студентов к повышению уровня образования в собственном университете. Но прежде чем «бороться» за качественное образование в университете, нужно определить его критерии и стандарты. Долгое время неравнодушные к судьбе образования в России не знали, как подойти к такой сложной и одновременно деликатной теме. Им предстояло решить ряд вопросов: «А может ли студент оценивать преподавателя?», «Можно ли измерить качественное образование?» Отправной точкой для активных действий стали поручение номер 1148 президента от 22 мая 2014, когда начали разрабатываться студенческие стандарты и бурно обсуждаться проблемы образования.

Будет, мягко говоря, неудобно, если студенты в −30 будут сидеть на улице, в темноте, и при этом что-то записывать под диктовку. В таком случае, голова студента будет занята другим, он не сможет усвоить материал.

— Мы  включаем в студенческие стандарты в том числе и пункты по оценке оснащения учебных помещений, — рассказывает Иван Новоселов, ответственный за взаимодействие с регионами движения «За качественное образование». — В эти пункты входят наличие мест для сидения во всех учебных корпусах, наличие современно оборудованных санузлов, обеспечение бесплатной питьевой водой, предоставление бесплатного доступа в интернет. Но стандарты требуют серьезной доработки, например, п.5.1.1: «Наличие необходимой пригодной к эксплуатации мебели». Отсутствие конкретики в этом пункте порождает огромное количество вопросов: какая мебель является необходимой, есть ли ограничение по материалам ее изготовления и многие другие.

Чего хотят студенты?

Студенческие стандарты — компоненты качественного образования в представлении обучающихся. В этот перечень входят показатели для оценки образовательного процесса, результатов обучения, преподавательского состава, сопровождения образовательного процесса (материальное оснащение). Общероссийский студенческий стандарт качества, включающий в себя 30 пунктов, еще в разработке. Более того, планируется принять региональные, которые будут учитывать географические, экономические особенности субъектов и отраслевые стандарты, содержащие специфические критерии для студентов определенных специальностей.

— В начале нашей работы мы боялись, что критерии одного студента будут разительно отличаться от мнения другого обучающегося. Но после того как мы собрали стандарты с 1800 студентов, то увидели, что большинство пунктов повторяется. Студенты по всей России хотят одного и того же, — делится мнением Иван Новоселов. — Самые популярные «запросы» — современно оборудованные санузлы и доступные цены в столовой, далее следуют требования к практике: она должна проходить по специальности и на реальной базе.

Novoselov.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

Выявили проблемы — что дальше?

— Наш проект реализуется с 2011 года. До 2013 года у нас было выбрано 25 пилотных вуза, на данный момент — 50. Интерес к движению возрастает, — рассказывает Иван Новоселов. — В учебных заведениях создаются студенческие оценочные комиссии, ревизионные комиссии, студенческие приемные, которые выявляют проблемы с помощью анкетирования и пытаются их решить. Могу сказать на своем опыте: студентов моего вуза не устраивала маленькая перемена, я собрал подписи, пришел к ректору, и мы в течение двух месяцев решили этот вопрос.

Как же быть с проблемами, которые требуют финансовых вложений? Один из вариантов — привлечение инвесторов, поиск спонсоров. Но чтобы заниматься фандрайзингом, нужно написать грамотный проект. К сожалению, редкий студент сумеет это сделать. Более того, ему будет необходимо совместить работу над проектом с учебой. Здесь нужны люди с горящими глазами и реальным желанием что-то изменить.

Активисты движения уверены: все проблемы решаются, а большинство из них студенты могут решить самостоятельно.

Как принять участие?

Проект «Качественное образование» направлен на то, чтобы изменить мышление современного студента, заставить его понять, что от инициативы обучающихся зависит многое. «Ничего невозможно сделать, не решая», — с этим утверждением невозможно не согласиться. Поэтому если у вас есть идея, направленная на улучшение качества образования вуза, то Совет обучающихся САФУ будет рад помочь в ее грамотном оформлении и дальнейшей реализации. Главное, чтобы проект был перспективным и актуальным. Можно также обращаться в студенческие советы институтов. Важно помнить, что проблемы только усугубляются, если говорить о них «на кухне». Одна из задач Совета обучающихся — донести студентам то, что качественное образование нужно им самим и начинать нужно с себя.

Прямая речь

pryamaya-rech-_-kisilyev.jpg
Виталий Киселев
специалист по работе с обучающимися профсоюзной организации САФУ:

«Начали мы свою работу с того, что актуализировали работу Студенческой комиссии по качеству образования САФУ. По прошествии времени стало понятно, что у большинства студентов не хватает компетенции для оценки качества образования. Вот для этого мы и организовали площадку „Качественное образование“ в рамках второго Беломорского форума. Там мы объяснили, что такое качественное образование и подготовили будущий актив. К сожалению, для некоторых студентов хороший преподаватель тот, который мало спрашивает и отпускает пораньше. Конечно, полностью уйти от субъективности мы не сможем, несмотря на то что мы активно работаем над этим, поэтому мы отслеживаем результаты анкетирования, учитывая „погрешность“. Принцип как в спорте: откидываем лучшее и худшее и получаем истину. Активную работу по анкетированию в САФУ ведёт центр мониторинга качества образования и в частности его руководитель Влада Коваленко, мы очень благодарны им за всевозможную поддержку! В нашем вузе есть важная проблема, и сама ректор о ней не раз говорила — недоступность оборудования для студентов. Техника может стоять, её будут показывать высокопоставленным лицам, но студентов допускать к ней не будут, чтобы они „ничего не сломали и не испачкали“. Другая проблема связана с переходом на болонскую систему. Бакалавриат — зачастую урезанная программа специалитета».

Наверх