Экспертное мнение: современное искусство

Что такое современное искусство? Многих людей этот вопрос ставит в тупик. Даже искусствоведы шутят, мол, человек, заявивший, что понимает современное искусство – обманщик. AV поговорил с художниками из Швеции, Норвегии, Германии и России о современном искусстве, и похоже они сошлись в одном современное искусство – это идея.

Корнелиус Штифенхофер.jpg

Корнелиус Штифенхофер,

куратор и фотограф, Германия:

— Для меня важнее идея и концепция, чем мастерство. Если мы сфокусируемся на мастерстве, то можем потерять огромную часть искусства.

Современный художник очень много исследует.

Классический художник, конечно, тоже исследует, но в современном искусстве исследования показаны ярче. Важно, чтобы кто-то объяснял искусство, причём не обязательно сам художник. Бывают творческие люди, которые ужасно объясняют свои работы. Неграмотны экскурсоводы, непонятные указатели, информации на стене.... Но бывают мощные кураторы, которые отбирают работы на выставку. Кураторские выставки, где видна идея, очень интересны. Они отбирают как известных, так и начинающих художников, порой даже любителей. В прошлом году я был в Сеуле (Корея), и там очень развиты такие фирменные выставки, где видно мастерство куратора. У нас в этом плане всё скромно.

Маруся Батурина.jpg

Маруся Батурина,

художник, Россия:

— Я не провожу границы между современным и несовременным искусством. Мне кажется, Рембрандт тоже очень современен и актуален. Чтобы разбираться в искусстве, зритель должен знать историю искусства, а когда биография художника — часть работы, тогда и его биографию.

Если ты видел пять фотографий в жизни, то ты не можешь разбираться в фотоискусстве.

А если посмотрел пять тысяч, то уже начинаешь что-то понимать, так что надо просто смотреть. Искусство надо и понимать, и чувствовать. Мы все одинаковые, в нас может отозваться абсолютно чужой опыт. Чтобы понять произведение искусства не обязательно переживать то же, что и автор. Не обязательно сражаться под Аустерлицем, чтобы понять Толстого и сопереживать. Хотите этого или нет, но когда вы смотрите на чужую работу, то всё равно её интерпретируете. У меня часто бывает, что люди в моих творениях находят что-то, что я не закладывала.

Сесилия Хааланд.jpg

Сесилия Хааланд,

фотограф, Норвегия:

— Я в своём творчестве объединяю керамику и фотографию. Мне кажется, что эксперименты — важнейшая характеристика современного искусства. Если ты делаешь, например, фотографию цветка, то должен понимать, что на протяжении всей истории этот цветок и рисовали, и фотографировали много-много раз, о нём писали, снимали кино и так далее. Но всегда есть место для ещё одной работы с этим цветком.

Искусство, как органическая система, постоянно развивается и этот процесс никогда не остановится.

Для того чтобы его понимать, нужно ходить на выставки, читать книги и общаться с художниками. Иногда, нужно просто остановиться, побыть одному, подумать и всё проанализировать, потому что сейчас огромное количество информации.

Ник Дегтярёв.jpg

Ник Дегтярёв,

художник, Россия:

Необходимо, чтобы зритель понимал, что культура требует усилий и её нельзя потребить просто так, с целью отдохнуть. Это важный процесс, который требует знаний, понимания и усилий.

Зритель должен учиться вместе с художником.

Когда зритель говорит, что произведение искусства ему непонятно и оно плохое, а художник заявляет, что зритель глупый, раз ничего не понимает — это плохо. Поэтому важно всё время поддерживать диалог между зрителем и художником. Художник не должен объяснять своё творчество, но должен о нём говорить.

Надя Дегтярёва.jpg

Надя Дегтярёва,

художник, Россия:

— Современное искусство — та деятельность, которой я занимаюсь с точки зрения образов. Как для художника в современном искусстве для меня самое важное — замечать те процессы, которые происходят за очевидными вещам. То есть концентрироваться не только на видимой стороне процессов, но и их социально-экономической и политической подоплёке. Сейчас в обществе история представляется только с одной стороны. По сути, на бытовом уровне у всех людей одинаковые интересы, — они беспокоятся о своей семье и обществе, в котором живут. Но то, как они воспринимают взаимодействие друг с другом, очень разнятся.

Коммуникация — тоже часть творчества.

Когда зритель говорит, что произведение искусства ему непонятно и оно плохое, а художник заявляет, что зритель глупый, раз ничего не понимает — это плохо. Поэтому важно всё время поддерживать диалог между зрителем и художником. Художник не должен объяснять своё творчество, но должен о нём говорить.

Мария Градин.jpg

Мария Градин,

фотограф, Норвегия:

— Зрителям не нужно какое-то специальное образование, чтобы понимать современное искусство. Главное, быть любопытным и пытаться интерпретировать произведения, а не ждать полного ответа. Быть открытым для восприятия.

Когда ты смотришь на искусство, нужно пытаться найти идею.

Я рассказываю истории, пытаюсь найти сущность разных культур, культурного наследия и идентичности. Для меня очень важно то, как я ощущаю себя по отношению к объекту исследования.

Наверх