На берегу Баренцева моря в приграничном норвежском городке Киркенес с 10 по 14 февраля прошёл международный арт-фестиваль
Тема фестиваля вызвана обеспокоенностью будущим Киркенеса. Сейчас город развивается за счёт горнодобывающей промышленности. Однако все полезные ископаемые когда-нибудь заканчиваются, и вопрос, как будет жить Киркенес после исчерпания природных ресурсов, становится всё актуальнее. Представим, добывать больше нечего, предприятия закрылись, люди остались без работы и бегут из этих мест, остаются лишь пустые дома и квартиры. Так появляется город-призрак. Покинутые людьми города — скоро их может стать много и в России, и в Скандинавии.
Спрогнозировать и найти иные варианты развития города попробовали художники из разных стран: России, Германии, Норвегии, Таиланда и Японии. Интересно, что недавно в Киркенесе нашли новое месторождение. Во время работ обнаружили наскальные рисунки, предположительно им семь тысяч лет. Естественно, разработка месторождения была приостановлена, чтобы сохранить культурное наследие. В этой истории есть какая-то метафора, даже ирония — искусство наших предков встаёт на пути промышленного развития города. Возможно, тем самым предлагает горожанам найти новый, альтернативный путь, подсказывая верную дорогу.
По негласному правилу всё самое интересное следует показывать и говорить в начале. Оно и запомниться лучше, и зритель ещё не пресытился впечатлениями. В брошюрке фестиваля стояло загадочное название Taibola Assemble. Это шесть человек из России. Все они — организаторы или волонтеры фестиваля
Огонь стал лейтмотивом фестиваля. Путь к каждой выставке был обозначен «сигнальными огнями» — свечками. В первый день пламя поглотило ещё один арт-объект. Сгорает вигвам, заполненный дровами. Сюжеты северной природы на стенах вигвама на глазах заменяются зловещими скелетами. Выглядит очень устрашающе и убедительно.
Автор фото: Михаил СлавинНо не только пространство, а также и отношения между странами, культурами и нациями подлежат переосмыслению. На фестивале были представлены проекты про отношения городов, находящихся на границе двух стран, Киркенес (Норвегия) и Никель (Россия). Их разделяет лишь час езды и прочная стена культурного и языкового барьера. Чтобы облегчить взаимодействие между городами был введён безвизовый режим, но только для тех, кто постоянно проживает или в Никеле или в Киркенесе. Художественной интерпретацией взаимосвязи двух приграничных городов стал проект Пии Вансианг (Таиланд).
Пия знакомилась с жителями этих городов и записывала истории из их жизни. На фестивале Пия построила палатку. Внутри − оленьи шкуры, мешок с дровами и самый настоящий костёр. На одну из стен палатки проектор выводит онлайн-изображение со скрытой камеры. Это обычный двор в Никеле: панельные дома, машины, детская площадка. Там Пия гостила у женщины, история которой бегущей строкой появляется внизу экрана. Одно из моих любимых волонтёрских дежурств — греться у костра и подкладывать поленья. Многие приходили в тент, чтобы просто посидеть, отдохнуть, подумать о чем-то своём.
Такая же вторая палатка стоит в самом Никеле, в ней транслируется видео из Киркенеса. Проект Пии это попытка провести мост между двумя близкими, но все же очень далёкими городами.
Иначе обыграла тему стран-соседей художница из Швеции Мария Градин. В своем проекте она предлагает нам оказаться на месте любопытных соседей, которые только знай себе, подглядывают в заборные щели — а что там на другой стороне? Полной и достоверной картины о том, как же живется «за забором» из увиденных кусочков не составишь. Зато уж информации для слухов, сплетен и стереотипов — предостаточно. Стереотипы о соседе за забором, о другой стране и культуре, о другой нации.
Для тех, кто решил взять курс на сближение культур, предлагался краткий языковой практикум по «руссенорск» или «моя-по-твоя» от Надежды и Ника Дегтяревых. Руссенорск − это смесь русского и норвежского, на этом языке в приграничных районах России и Норвегии общались торговцы и моряки из двух стран. На данный момент 10% жителей Киркенеса − русскоговорящие, поэтому авторы проекта считают своевременным возрождение руссенорска.
Barents Spektakel не случился бы, если бы не замечательные, неравнодушные к своему городу люди из коллектива «