Фестиваль с арктическим акцентом

На берегу Баренцева моря в приграничном норвежском городке Киркенес с 10 по 14 февраля прошёл международный арт-фестиваль «Barents Spektakel». Слоган фестиваля: «Rethinking location». Чтобы выяснить, зачем художникам и артистам из разных стран понадобилось переосмыслять пространство, я отправилась на фестиваль в качестве волонтёра.

titul_photo_1_barents.jpg Автор фото: Михаил Славин

Города-призраки

Тема фестиваля вызвана обеспокоенностью будущим Киркенеса. Сейчас город развивается за счёт горнодобывающей промышленности. Однако все полезные ископаемые когда-нибудь заканчиваются, и вопрос, как будет жить Киркенес после исчерпания природных ресурсов, становится всё актуальнее. Представим, добывать больше нечего, предприятия закрылись, люди остались без работы и бегут из этих мест, остаются лишь пустые дома и квартиры. Так появляется город-призрак. Покинутые людьми города — скоро их может стать много и в России, и в Скандинавии.

Спрогнозировать и найти иные варианты развития города попробовали художники из разных стран: России, Германии, Норвегии, Таиланда и Японии. Интересно, что недавно в Киркенесе нашли новое месторождение. Во время работ обнаружили наскальные рисунки, предположительно им семь тысяч лет. Естественно, разработка месторождения была приостановлена, чтобы сохранить культурное наследие. В этой истории есть какая-то метафора, даже ирония — искусство наших предков встаёт на пути промышленного развития города. Возможно, тем самым предлагает горожанам найти новый, альтернативный путь, подсказывая верную дорогу.

Зашли на огонёк

По негласному правилу всё самое интересное следует показывать и говорить в начале. Оно и запомниться лучше, и зритель ещё не пресытился впечатлениями. В брошюрке фестиваля стояло загадочное название Taibola Assemble. Это шесть человек из России. Все они — организаторы или волонтеры фестиваля «Тайбола». Их руками за две недели до открытия были построены пять гигантских деревянных фигур: три оленя, лось и шаманский бубен. Почему олени? Вспомните про наскальные рисунки... Одна из фигур поселилась в центре города, остальные «участвовали» в церемонии открытия фестиваля. Под удары барабанов и пение норвежского хора величественные скульптуры разгорались ярким пламенем, и, горящие, приветствовали зрителей шоу. Чудеса происходили прямо на глазах: один за другим олени покачивали головами с увесистыми рогами и цокали копытом. Зрители как заворожённые смотрели на разгорающееся пламя, пожирающее фигуры.

Киркинес — Никель

Огонь стал лейтмотивом фестиваля. Путь к каждой выставке был обозначен «сигнальными огнями» — свечками. В первый день пламя поглотило ещё один арт-объект. Сгорает вигвам, заполненный дровами. Сюжеты северной природы на стенах вигвама на глазах заменяются зловещими скелетами. Выглядит очень устрашающе и убедительно.

BIG_photo_barents.jpg Автор фото: Михаил Славин

Но не только пространство, а также и отношения между странами, культурами и нациями подлежат переосмыслению. На фестивале были представлены проекты про отношения городов, находящихся на границе двух стран, Киркенес (Норвегия) и Никель (Россия). Их разделяет лишь час езды и прочная стена культурного и языкового барьера. Чтобы облегчить взаимодействие между городами был введён безвизовый режим, но только для тех, кто постоянно проживает или в Никеле или в Киркенесе. Художественной интерпретацией взаимосвязи двух приграничных городов стал проект Пии Вансианг (Таиланд).

Пия знакомилась с жителями этих городов и записывала истории из их жизни. На фестивале Пия построила палатку. Внутри − оленьи шкуры, мешок с дровами и самый настоящий костёр. На одну из стен палатки проектор выводит онлайн-изображение со скрытой камеры. Это обычный двор в Никеле: панельные дома, машины, детская площадка. Там Пия гостила у женщины, история которой бегущей строкой появляется внизу экрана. Одно из моих любимых волонтёрских дежурств — греться у костра и подкладывать поленья. Многие приходили в тент, чтобы просто посидеть, отдохнуть, подумать о чем-то своём.

middle_5.jpg

Такая же вторая палатка стоит в самом Никеле, в ней транслируется видео из Киркенеса. Проект Пии это попытка провести мост между двумя близкими, но все же очень далёкими городами.

Иначе обыграла тему стран-соседей художница из Швеции Мария Градин. В своем проекте она предлагает нам оказаться на месте любопытных соседей, которые только знай себе, подглядывают в заборные щели — а что там на другой стороне? Полной и достоверной картины о том, как же живется «за забором» из увиденных кусочков не составишь. Зато уж информации для слухов, сплетен и стереотипов — предостаточно. Стереотипы о соседе за забором, о другой стране и культуре, о другой нации.

middle_2_barents.jpg
Автор фото: Михаил Славин

Моя твоя не понимать

Для тех, кто решил взять курс на сближение культур, предлагался краткий языковой практикум по «руссенорск» или «моя-по-твоя» от Надежды и Ника Дегтяревых. Руссенорск − это смесь русского и норвежского, на этом языке в приграничных районах России и Норвегии общались торговцы и моряки из двух стран. На данный момент 10% жителей Киркенеса − русскоговорящие, поэтому авторы проекта считают своевременным возрождение руссенорска.

middle_1_barents.jpg
Автор фото: Михаил Славин

Barents Spektakel не случился бы, если бы не замечательные, неравнодушные к своему городу люди из коллектива «Pikene på Broen» («Девушки на мосту»). Уже на протяжении многих лет группа энтузиастов занимается реализацией кросс-культурных проектов в Киркенесе. Благодаря организаторам фестиваль прошел в дружеской атмосфере, которая способствовала прямому диалогу между зрителем и искусством. Это не первый мой опыт волонтёрства, но я еще не встречала такого тёплого и внимательного отношения кураторов фестиваля к участникам и волонтерам, как это было на Barents Spektakel.

Наверх