Обычно, приходя на традиционный спектакль, ты ждёшь какой-то сложной драмы, разноцветных костюмов и интересных деталей интерьера. Некоторые до сих пор считают театра чем-то возвышенным и даже отчасти бояться туда приходить, вдруг ничего не поймут или будет скучно. Студенческий театр «Балаганчик» в этом смысле можно считать очень современным. Здесь на сцене — лишь одна лавочка, а актёры начинают играть прямо из зрительского зала. Обстановка в зале максимально расслаблена и упрощена, чтобы ничего не мешало актёрам наладить диалог со зрителем.
«Случаи» Хармса — это по большей части, короткие миниатюры, создаваемые одним или двумя актёрами. Например, одна из историй звучит так: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль». Вот и сказочке конец. Каким образом можно выразить эту историю на сцене без реквизита и костюмов? Одной лишь мимикой и жестами.
Константин Мокров,
выпускник САФУ, актер театра «Балаганчик»:
«По-моему, абсурдное творчество нельзя воспринимать только в комическом смысле. В „Случаях“ Даниила Хармса, как и у Гоголя, за смехом скрыты великие слёзы о человеке. Ставить Хармса на сцене нам было не очень сложно, потому что, как мне кажется, русский человек привык, пусть даже неосознанно, в юморе выражать своё трагическое восприятие мира и отношений между людьми. Единственное, было непросто отобрать наиболее светлые истории из творчества писателя, чтобы не перечернить восприятие зрителя. Некоторые случаи из жизни, описанные им, просто шокирующие».
Важно, что ряд этих смешных, но в то же время очень грустных сценок прерывались небольшими отвлечёнными монологами, диалогами или даже песнями на английском языке. Режиссер спектакля Андрей Васильевич правильно подгадал, что людям, сидящим в зале, потребуются паузы, чтобы переварить происходящее.
Анастасия Богдановская,
студентка САФУ, актриса театра «Балаганчик»:
«Сложно ли перенести произведения короля абсурда на сцену? Нет, не сложно. Я бы сказала, что это очень приятно, потому как в его „Случаях“ и совершенно обыденные действия, и страшные происшествия — это игра, и ты втягиваешься в предложенную автором игру: переворачиваешь смыслы, разрушаешь привычный пафос, одновременно пугая и смеша зрителей. Ставить Даниила Хармса на сцене для меня — страшно увлекательное занятие».
Иногда смотреть на сцену было и правда страшно. Особенно под конец спектакля, когда началась массовая сцена и толпа молодых людей просто-напросто начала драться — абсурд дошёл до крайней точки. Вроде бы выглядело это довольно весело, многие смеялись от души, но уходя после спектакля, почувствовала какой-то неприятный осадок, пришло осознание — как же трудно было выжить во времена Хармса, тридцатые годы двадцатого века были и правда мягко говоря непростыми.
«Чтобы поставить короля абсурда на сцене, нужно подобрать к каждой из его историй свой ключик. Ребята не просто читали, они придумывали какие-то внутренние конфликты героев, которые можно не проговорить, а именно показать. Благодаря их находчивости, миниатюры получились довольно яркими. Спектакль „Случаи“ в некотором роде — просто театральное упражнение, тренинг для студентов, возможность себя проявить. В книгах Даниила Хармса всегда очень трагический подтекст, и судьба его очень трагическая, но что поделать, у нас в России такая жизнь, что приходится её воспринимать через приму комизма. Хармс доказывает, что выжить в нашей стране можно только смеясь. Истории мы ставили абсолютно произвольно, их можно перемешивать, как захочешь, не имеет значения. Ребята просто изрядно похулиганили на сцене, для актёров это очень важно».