МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Автор:
Яна Рубина

Даниил Хармс и его смех сквозь слёзы

Студенческий театр «Балаганчик» открыл новый сезон. Ребята представили на суд зрителей свою новую работу — спектакль по мотивам книги короля абсурда Даниила Хармса «Случаи». На сцене седьмого корпуса САФУ были сыграны несколько совершенно абсурдных историй из жизни советских людей.

Даниил Хармс и его смех сквозь слёзы

Реквизит — мимика и жесты

Обычно, приходя на традиционный спектакль, ты ждёшь какой-то сложной драмы, разноцветных костюмов и интересных деталей интерьера. Некоторые до сих пор считают театра чем-то возвышенным и даже отчасти бояться туда приходить, вдруг ничего не поймут или будет скучно. Студенческий театр «Балаганчик» в этом смысле можно считать очень современным. Здесь на сцене — лишь одна лавочка, а актёры начинают играть прямо из зрительского зала. Обстановка в зале максимально расслаблена и упрощена, чтобы ничего не мешало актёрам наладить диалог со зрителем.

«Случаи» Хармса — это по большей части, короткие миниатюры, создаваемые одним или двумя актёрами. Например, одна из историй звучит так: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль». Вот и сказочке конец. Каким образом можно выразить эту историю на сцене без реквизита и костюмов? Одной лишь мимикой и жестами.

small_words_konstantin.jpg

Константин Мокров,
выпускник САФУ, актер театра «Балаганчик»:

«По-моему, абсурдное творчество нельзя воспринимать только в комическом смысле. В „Случаях“ Даниила Хармса, как и у Гоголя, за смехом скрыты великие слёзы о человеке. Ставить Хармса на сцене нам было не очень сложно, потому что, как мне кажется, русский человек привык, пусть даже неосознанно, в юморе выражать своё трагическое восприятие мира и отношений между людьми. Единственное, было непросто отобрать наиболее светлые истории из творчества писателя, чтобы не перечернить восприятие зрителя. Некоторые случаи из жизни, описанные им, просто шокирующие».

Давайте делать паузы в словах

Важно, что ряд этих смешных, но в то же время очень грустных сценок прерывались небольшими отвлечёнными монологами, диалогами или даже песнями на английском языке. Режиссер спектакля Андрей Васильевич правильно подгадал, что людям, сидящим в зале, потребуются паузы, чтобы переварить происходящее.

small_words_anastasia.jpg

Анастасия Богдановская,
студентка САФУ, актриса театра «Балаганчик»:

«Сложно ли перенести произведения короля абсурда на сцену? Нет, не сложно. Я бы сказала, что это очень приятно, потому как в его „Случаях“ и совершенно обыденные действия, и страшные происшествия — это игра, и ты втягиваешься в предложенную автором игру: переворачиваешь смыслы, разрушаешь привычный пафос, одновременно пугая и смеша зрителей. Ставить Даниила Хармса на сцене для меня — страшно увлекательное занятие».

Иногда смотреть на сцену было и правда страшно. Особенно под конец спектакля, когда началась массовая сцена и толпа молодых людей просто-напросто начала драться — абсурд дошёл до крайней точки. Вроде бы выглядело это довольно весело, многие смеялись от души, но уходя после спектакля, почувствовала какой-то неприятный осадок, пришло осознание — как же трудно было выжить во времена Хармса, тридцатые годы двадцатого века были и правда мягко говоря непростыми.

Прямая речь

big_words_petrov.jpg
Андрей Васильевич Петров,
создатель и руководитель театра «Балаганчик»:

«Чтобы поставить короля абсурда на сцене, нужно подобрать к каждой из его историй свой ключик. Ребята не просто читали, они придумывали какие-то внутренние конфликты героев, которые можно не проговорить, а именно показать. Благодаря их находчивости, миниатюры получились довольно яркими. Спектакль „Случаи“ в некотором роде — просто театральное упражнение, тренинг для студентов, возможность себя проявить. В книгах Даниила Хармса всегда очень трагический подтекст, и судьба его очень трагическая, но что поделать, у нас в России такая жизнь, что приходится её воспринимать через приму комизма. Хармс доказывает, что выжить в нашей стране можно только смеясь. Истории мы ставили абсолютно произвольно, их можно перемешивать, как захочешь, не имеет значения. Ребята просто изрядно похулиганили на сцене, для актёров это очень важно».

Наверх