Строители играют

Магистранты Высшей инженерной школы поучаствовали в деловой игре «СЕТЬ». Это мероприятие уже стало традиционным. У игры давняя и интересная история и, хочется надеяться, большое будущее.

Строители играют

Что такое «деловая игра»?

Традиционная система преподавания, когда студент решает задачи индивидуально, во многом не соответствует жизни, ведь человек — не одиночка, а часть коллектива. То же относится и к сфере строительства: работа с заказчиком, субподрядными организациями, поставщиками, банками. Нужно предвидеть различные варианты объемов и очередности снабжения, финансовую нестабильность, изменения в сроках поставок и сдачи объектов.

Чтобы отработать теорию на практике, используют деловые игры. Деловая игра — это имитация реального процесса, например, возведения здания. Участники под руководством преподавателя выступают в роли управленцев, должностных лиц, подразделений, исполнителей, банков, надзорных органов, — представляют их интересы и выполняют их функции. Они взаимодействуют между собой по правилам, которые составлены так, чтобы отразить существующие на производстве связи и зависимости.

Из истории деловых игр в стране

Впервые в нашей стране деловые игры провели более 80-ти лет назад, чтобы улучшить подготовку специалистов для развивающейся промышленности. В 70-80-х годах они стали популярны, их начали применять не только в процессе обучения, но и на практике. Так, одну из деловых игр разработал профессор Киевского инженерно-строительного института Виктор Рыбальский. Его наработки использовали для управления строительством объектов в Москве для Олимпиады-80.

Появление и развитие деловых игр в АЛТИ

Активно и много играли, в том числе, в АЛТИ. Началось все в 1979 году, когда преподаватели строительного факультета прошли повышение квалификации в Киевском инженерно-строительном институте. Там они и познакомились с разработанной профессором Рыбальским игрой «СПУСК» (Сетевое планирование и управление строительством комплекса).

После этого «СПУСК» опробовали в АЛТИ со студентами-строителями. Первая игра состоялась благодаря энтузиазму преподавателей кафедры строительного производства Э. Гайдо, З. Барболиной, В. Раковского, А. Шепелева, А. Федотова. Они тратили на это личное время. Новый метод обучения заинтересовал студентов, и проведение подобных игр стало традицией.

В 1982 году Рыбальский даже приезжал в АЛТИ. Он прочитал лекцию для специалистов Главархангельскстроя, но играть они почему-то не рискнули.

Автор деловой игры «СПУСК» профессор Рыбальский на встрече в Главархангельскстрое
Автор деловой игры «СПУСК» профессор Рыбальский на встрече в Главархангельскстрое

Игру совершенствовали, так появился архангельский вариант — «Сеть» (авторы: Э. Гайдо, А. Федотов, А. Шепелев, З. Барболина, И. Кузнецов). Участники должны составить план возведения заданных объектов, а затем, с возникновением новых условий, скорректировать план так, чтобы срок сдачи объектов не изменился. При этом нужно максимально сократить срок строительства и рационально использовать ресурсы.

Э. Гайдо и А. Федотов, АЛТИ 1983 год
Э. Гайдо и А. Федотов, АЛТИ 1983 год

Деловые игры в АЛТИ бурно развивались. Освоили и внедрили в учебный процесс деловую игру «ЭФЭС» (Эффективность и фонды экономического стимулирования), посвященную годовому планированию хозяйственной деятельности строительно-монтажного треста.

В 1984 году под руководством доцента Эдуарда Гайдо была разработана игра «МОНТАЖ», участники которой моделировали монтаж крупнопанельных домов с транспортных средств.

На основе «СПУСКа» и «Сети» в 1988 году была разработана компьютерная эвристическая игра «Комплекс».

В 1996 году в учебный процесс была внедрена деловая игра «Выбор руководителя». В ней уже использовалось программное обеспечение.

Во второй половине 90-х годов изменились учебные планы, поэтому играть стали меньше. В «Сеть» вновь сыграли лишь в 2006, 2008 годах, и только в прошлом году в очередной раз попытались возобновить традицию.

За все годы в деловых играх на кафедре приняли участие сотни студентов, а в 1986 году в игре «Сеть» участвовал даже штаб молодежного жилого комплекса «Соломбала» во главе с председателем. Команда штаба победила студентов пятого курса строительного факультета.

«Сеть» и ее суть

В процессе деловой игры имитируется сетевое планирование и управление строительством комплекса из трех объектов:

— переходящего, строительство которого нужно только завершить;

— основного, для которого нужно разработать план от начала возведения до сдачи;

— задельного, завершение строительства, которое выходит за рамки игры (задел на будущее).

Разрабатывая план, необходимо учитывать взаимосвязь между объектами, грамотно распределять ограниченные ресурсы (рабочую силу, технику), обеспечивать поточность работ.

Участники игры: руководитель, арбитр, руководители комплексов, службы сетевого планирования и управления, ответственные исполнители, руководители специализированных организаций. Ответственный исполнитель должен своевременно выполнить работы своего этапа на каждом объекте и рационально использовать ресурсы. Руководитель комплекса и служба сетевого планирования и управления — сдать комплекс в эксплуатацию вовремя или раньше.

Участники игры «Сеть» в АЛТИ в 1983 году
Участники игры «Сеть» в АЛТИ в 1983 году

Эффективность работы каждого участника игры оценивается суммой набранных им баллов. За сокращение сроков строительства можно получить премию, а за ошибки и опоздания налагаются штрафы. Кроме того, придется платить за дополнительные ресурсы, которые могут понадобиться, чтобы ликвидировать отставания или сократить общий срок строительства.

Игра состоит из четырех стадий.

На первой участники узнают правила, распределяют обязанности и разрабатывают общие принципы строительства. Им выдают документы и исходные данные.

На второй стадии — исходное планирование — участники игры разрабатывают комплексные сетевые модели строительства объектов, принимают повышенные обязательства о досрочном вводе комплексов в действие и продумывают мероприятия для реализации этих обязательств.

Участники тянут карточки с новыми вводными для команд, АЛТИ 1983 год
Участники тянут карточки с новыми вводными для команд, АЛТИ 1983 год

На третьей стадии — оперативное управление — с помощью генератора случайных событий вводятся новые условия: задержка поставки материалов, простой ресурсов, плохая погода. Новые условия влияют на окончательный срок сдачи объекта, поэтому командам приходится разрабатывать мероприятия для ликвидации возникших отставаний: распределять дополнительные ресурсы или маневрировать ими. При этом ликвидировать отставание можно только за счет форсирования будущих работ исполнителя.

На четвертой стадии руководитель игры и арбитраж производят окончательный учет и анализ результатов.

«Сеть» в САФУ

Последняя проведенная игра отличалась от предыдущих. Так, например, в задании не было переходящего и задельного объектов. Причина — немногочисленность участников. Играли две команды студентов первого курса магистратуры (направление «Управление проектом»). Руководил процессом доцент кафедры автомобильных дорог и строительного производства Александр Шепелев, функции арбитра выполняла доцент кафедры Галина Северова.

Участники деловой игры «Сеть» в 2016 году Участники деловой игры «Сеть» в 2016 году

Студенты выбрали руководство, назначили ответственных исполнителей и организовали службу сетевого планирования и управления. На следующий игровой день команды со знанием дела приступили к расчету продолжительности работ на фронтах, в результате чего службы сетевого планирования и управления смогли составить общий график возведения всего объекта.

Третий игровой день был самым активным — началась стадия оперативного управления, когда до планового окончания строительства объекта остается выполнить лишь отделочные работы. Тогда-то и вводятся новые условия: кто-то не может выполнить некоторые работы из-за плохой погоды, кого-то из-за задержки поставки материалов, аварии на объекте или неисправности машин, а у кого-то, наоборот, получка или рост производительности труда. В любом случае, при новых вводных в каждой команде проходили оперативные совещания.

Команда студентов на оперативном совещании, САФУ, 2016 год
Команда студентов на оперативном совещании, САФУ, 2016 год

Итоги неоднозначны. Победила команда, которая сдала объект в кратчайший срок и заработала больше баллов. Однако среди ответственных исполнителей лидерами оказались участники другой команды, поскольку они распределили средства иначе и ответственные исполнители за свою работу получали большее количество баллов из фонда организации. Это игра, потому никто не был в обиде. Наоборот, участникам пришлась по нраву такая нетривиальная форма обучения.

Хочется надеяться, что традиция проведения деловых игр будет продолжена. В том числе и по другим дисциплинам, ведь игра — одна из наиболее эффективных форм обучения, это проверено опытом. А опыт, как известно, критерий истины.

Отзывы и мнения участников прошедшей игры — скоро в «Арктическом Векторе».

Подготовлено с использованием следующих материалов:

Газета АЛТИ «Наш темп» от 31.01.86, от 07.04.92, от 12.05.92, 06.05.96

Информационный листок Архангельского межотраслевого территориального центра научно-технической информации и пропаганды, 1982 г.

Статья «Опыт разработки и внедрения в учебный процесс имитационных деловых игр на кафедре строительного производства» в сборнике научных трудов «Вклад ученых АГТУ в развитие науки и техники» 1999 г. (А.Н. Федотов, А.Л. Шепелев, В.И. Раковский, А.Ю. Лукин, Г.В. Северова)

Статья «Моделирование процессов проведения деловых игр по организации и управлению строительством» в сборнике XIX Slovak-Polish-Russian seminar «Theoretical foundation of civil engineering» 2010 г. (А.Л. Шепелев, Г.В. Северова, В.И. Раковский)

Фото Ольги Колгановой. Также использованы фотографии из архива учебного мастера В.И. Королева, преподавателей кафедры автомобильных дорог и строительного производства Г.В. Северовой и А.Л. Шепелева.

Наверх