МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Автор:
Яна Рубина

Практика особого назначения

Второй год подряд наш университет проводит на Соловках специальную летнюю школу для студентов. Она даёт возможность молодому учёному поработать «в полевых условиях» и увидеть всё своими глазами. В этот раз к ней также присоединились преподаватели и студенты из Санкт-Петербурга и Москвы.

titul_photo_solovky.jpg

Соловки — всегда испытание

Летняя школа с длинным названием «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» длилась девять дней. По приезде на острова всех ребят, в зависимости от специальности, разбили на пять групп: инфраструктура, туризм и экономика, образование, природа, экология. Студенты под руководством преподавателей должны были провести первичные исследования в своей области, сделать максимальное количество интервью с местными жителями, а также опросить приезжих — туристов, паломников и экскурсоводов. Всего из трёх вузов в летней школе приняло участие 59 человек, 35 из них из САФУ.

small_words_Ekaterina_Ermolina.jpg

Екатерина Ермолина,
выпускница Северного (Арктического) федерального университета, участница группы «Экологи»:

«Летняя школа на Соловках для меня — это возможность применить свои знания на практике в кругу специалистов различных направлений. Больше всего было приятно наблюдать за работой социологов, экономистов и экологов, потому что, на мой взгляд, именно этот симбиоз идей и проектов даёт курс на устойчивое развитие. Недаром именно Соловки были выбраны как место для проведения школы. Соловки — всегда испытание, и мне, как человеку, побывавшему там не впервые, особенное удовольствие видеть, как люди влюбляются в это место. Это значит, что участники всегда будут стремиться вернуться туда за новыми идеями и впечатлениями».

BIG_photo.jpg

Межуниверситетские команды

На самом деле летняя школа ещё не закончена. Съездить на острова — это лишь её часть, где межуниверситетские команды занимались сбором данных; их обработка и создание своих структурированных проектов происходит уже по возвращении. Защита проектов пройдёт в конце октября 2015 года.

small_words_Alexandra.jpg

Александра Егоренко,
студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, участница группы «Образование»:

«На летней школе мне особенно интересно было пообщаться с представителями местного населения, чьи интересы напрямую затрагивала работа нашей группы. Очень важно, что группы работали без отрыва от реальности, ориентируясь на текущие условия и потребности жителей Соловков. Вообще было удивительно пожить в этом месте, осознавая, что ты находишься на относительно небольшом кусочке земли в открытом море, а до материка — два часа на пароме. При этом понимая, что люди на Соловках находятся в таких условиях зачастую большую часть своей жизни. Ну и конечно, больше всего меня, думаю, как и других участников школы, на Соловках впечатлила природа».


middle_2_solovky.jpg

Как попасть на летнюю школу?

Чтобы попасть на Соловки для прохождения такой специфичной практики, желательно ещё до поездки заниматься исследовательской работой, потому что рекомендуют студентов их научные руководители. Вы должны объяснить, чем летняя школа поможет вашему исследованию. Кроме того, учитывается опыт подобной работы, то есть, если студенты участвовали и в других «вылазках на местность». Например, в Летней школе-2015 были участники Арктического плавучего университета.

small_words_Svetlana-Tukina.jpg

Светлана Тюкина,
помощник ректора Северного (Арктического) федерального университета, руководитель Летней школы на Соловках:

«Летняя школа САФУ на Соловках второй год подряд проходит при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области и Фонда развития САФУ, выигравшего грант на поддержку проектов регионального значения в сфере образования и науки на Соловецком архипелаге. Большую помощь нам также оказал Соловецкий музей-заповедник. Студентам не только читались лекции на различные темы, связанные с развитием этой уникальной территории, но и проводились тренинги, семинары, полевые исследования, проектная работа, а также экскурсии и даже мастер-классы. В этом году к нам присоединился Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“ (Москва) и его филиал в Санкт-Петербурге, соответственно со своим софинансированием. Также в этот раз расширилась „география специальностей“: на Соловки приехали социологи, историки, экономисты, гос. управленцы, экологи, химики и исследователи в сфере образования. У Летней школы-2015 была конкретная цель — с учётом действующей областной стратегии развития архипелага, проанализировать текущую ситуацию, предложить идеи по наиболее эффективной реализации принятых направлений развития Соловков и возможностям их актуализации, дополнения».

middle_1_solovky.jpg

На протяжении всей Летней школы-2015 студенты писали «Дневники», AV приводит пять цитат из них в первозданном виде, без корректировок.

1

О дороге на Соловки:

«До часу мы ехали в поезде. Затем пробежка под дождём от поезда до автобуса и через час такая же пробежка от автобуса к катеру. Тут началось хоть что-то интересное. Как будто сам Посейдон решил испытать нас до того, как мы попадём на архипелаг. Дождь, ветер, двухметровые волны, бьющиеся в борт! Брызги солёной воды заливают вещи, оставленные на палубе и самых смелых исследователей, напряжённо вглядывающихся вдаль с нетерпением ожидая появления на горизонте знаменитых, изображённых на 500 рублях, стен».

2

О поисках почвы:

«Сбежали с последней лекции на встречу с нашими коллегами с „Профессора Молчанова“. После этого остальная часть группы куда-то исчезла, а я вместе с „мисс грацией ИЕНиТ“ отправился в лес, чтобы отыскать достойный внимания образец почвы для „Арктического плавучего университета“. Почвы там не оказалось, сплошные камни, пронесённые сюда ледником тысячи лет назад».

3

О дружбе и взаимовыручке:

«После ужина мы, довольные ходом работы в нашей группе предложили помощь другим. Кроме сближения групп — это отличная возможность для промышленного шпионажа. На наше предложение откликнулись социологи, и мы совместно провели анкетирование экскурсоводов музея».

4

О степ-аэробике:

«До начала тропы мы доехали на автобусе, а потом нам предстояла чудесная прогулка на свежем воздухе. Верней она была бы такой, если бы мы могли смотреть по сторонам, а не только себе под ноги. По словам некоторых преподавателей, эта прогулка напоминала степ-аэробику. Конечно, там были места, где можно было полюбоваться видом, но в основном приходилось смотреть под ноги. Зато, когда мы вышли на берег и, отбиваясь от крачек, добрались до мыса, нас встретили белухи. Они показались не сразу, так как мы подняли много шума, пока шли, а у них чуткий слух. После нескольких минут тишины они показались и устроили настоящее представление. Мне сложно это описать, но у кого-нибудь обязательно найдётся видео».

5

Ода блинчику:

«Пасмурные дни настали,
А на завтрак блинчик дали.
Он порадовал всех нас
В этот серый ранний час».

Наверх