МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Пять фактов о кино

Интересный лектор, с которым приятно просто поговорить, актуальные и нескучные темы, уютная атмосфера клуба «СЭР», чай, печенье. Можно даже принести подушки и удобно устроиться на полу. Это ли не мечта для человека, который обожает учиться? Корреспондент AV cходила на "нелекцию, проект − придуманный студентами САФУ.

Пять фактов о кино

Как, наверное, большинство студентов, я не горела желанием посещать некоторые лекции. Лектор вещает монотонным голосом и не всегда готов к диалогу c не выспавшимися слушателями. Кому такое понравится? Всё моё студенчество я грезила о лекциях в более свободном формате. И вот в нашем городе появились «нелекции» — мечта для тех, кто не очень любит академический университетский режим, но обожает учиться.

Прошлая «Нелекция» была посвящена технологиям в кино. Лектор — доцент кафедры «Культурологии и религиоведения», кандидат философских наук Антон Андреевич Полуэктов.

Пять фактов о кино
1

Когда кино возникло, к нему было крайне негативное отношение со стороны многих философов. У Вальтера Беньямина в эссе 1936 года «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» сказано, что кино убьёт настоящее искусство.

2

Сергей Эйзенштейн в 1947 году в статье «Стереокино» рассуждает о технологиях. Он говорит именно о том стереокино, то есть о 3D технологии, которая появляется в то же самое время, что и кинематограф. В статье, режиссёр вступает в спор с Зигфридом Каракауэром. Немецкий кинокритик исследовал кино с точки зрения психоанализа и долго считал, что оно должно оставаться немым и чёрно-белым. Эйзенштейн, напротив, говорил, что кино — искусство, приближающее нас к действительности. По его мнению, кино помогает понять, что такое реальность, как она существует и что из себя представляет. Появление цвета, звука и 3D изначально были заложены в кинематографе. Для Эйзенштейна кино — это в первую очередь монтаж. Нет смысла размышлять о построении кадра, ведь кадр — это маленькая часть, которая помогает увидеть движение.

3

В раннем кино существовали стандарты, по которым должна была колироваться плёнка. Например, если по сюжету была ночь, то мы видели синий цвет кадра, если утро — красный.

middle_2_nelectsii.jpg
4

В Америке в середине 2010-х годов были проведены исследования «Эстетика структуры монтажа и визуальная активность» и «Понимание фильмов посредством зрительной системы человека: поиск паттернов и ограничений». Сравним два ролика, профессиональную и бытовую съёмку. Второй фильм мы сможем смотреть минуты три, а потом наше внимание притупится: мы начнём проверять смс, узнавать, сколько времени осталось до конца фильма.

Когда снимает и монтирует профессионал, то в конечном итоге получается монтаж, который держит внимание.

Оказывается, плотность монтажа увеличилась в десять раз, то есть чаще стали меняться планы, ракурсы.

5

В СССР создали первое качественное стереокино. В 1975 году был разработан аппарат «Стерео-70», а в 1990 году группе учёных даже дали «Оскар» за вклад в развитие в технологии кино. До изобретения этой системы, 3D снимали на две камеры, и между ними была рассинхронизация, которую было очень дорого исправлять. А на «Стерео-70» была установлена призма, разделяющая лучи. Съёмка велась на один аппарат, и фильм можно было смотреть без рассинхронизации. В этом плане, Россия — родина слонов и ей можно гордиться.

Прямая речь

pryamaya_rech_daria_nelectsii.jpg
Дария Онегина,
организатор «Нелекций»:

Проведение таких мероприятий — не наша идея. Подобный опыт есть в других городах, мы были вдохновлены мероприятиями в Санкт-Петербурге, Москве. Замечательно, что там практикуется именно свободный формат, дискуссии, а не когда люди приходят, садятся за парты и начинают что-то писать. Мы приветствуем максимальную расслабленность: можно пить чай, кофе, есть печенье и даже на полу сидеть. Людей подкупает именно лёгкость восприятия информации, в уютной атмосфере и свободном диалоге информация усваивается намного лучше. Критерия для отбора лекции нет. Пока было две встречи, так что лекторов выбирали из нашего научного круга общения, это гуманитарии: философы, культурологи, историки. В дальнейшем мы планируем приглашать физиков, математиков, биологов, медиков. В нашей группе можно написать свои пожелания по темам. В основном просили психологически-социальные темы о взаимоотношениях в обществе, межличностных отношений, исторические темы. Были запросы на лекции по теории заговоров, про исторические личности, о том, что такое магия, теория иллюзий. Несколько человек хотели бы послушать о гиковской тематике: компьютерные игры, комиксы. К сожалению, в нашем городе сложно бывает найти компетентных людей, но мы стараемся. Следующая встреча будет посвящена российскому антиамериканизму, лектором будет кандидат исторических наук Алексей Евгеньевич Фельдт.

Наверх