МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Итальянец в Архангельске

В апреле для преподавателей САФУ проходили курсы повышения квалификации «Основы мультикультурного образования». Одну из лекций прочел научный сотрудник факультета педагогики Болонского университета Федерико Заннони, который рассказал нам, что значит быть учёным в Италии и что он думает о русских людях.

Итальянец в Архангельске

Из учителя в учёного

Федерико − учитель специального образования в начальной школе в Реджо-нель-Эмилия (город на севере Италии). Он помогает детям с ограниченными возможностями, которых может быть в классе из 25 учеников двое или трое, чувствовать себя равными. Однажды ему, как учителю, с которым заключён постоянный контракт в школе, предложили взять исследовательский «отпуск». Федерико воспользовался шансом и стал научным сотрудником в Болонском университете.

В Италии технические науки не очень развиты, проще сделать карьеру учёного, изучая туризм или историю, культуру страны. Федерико же выбрал межкультурное образование.

Федерико Заннони

Федерико Заннони:

«Есть два варианта исследовательской работы. Первый − с утра до вечера находиться в офисе, в одиночестве, и читать книги. Второй − найти партнёров и работать над исследованием совместно. Важно видеть практические результаты своей конкретной работы, не только статьи и книги».

От страха к пониманию

Федерико Заннони приехал в Архангельск во второй раз в рамках проекта «ALLMEET» (Непрерывное обучение в течение всей жизни, направленное на развитие мультикультурного образования и толерантного отношения на территории Российской Федерации). В Болонском университете он изучает этнические стереотипы и предрассудки, интеграцию детей иммигрантов в итальянское общество, динамику конфликта и сосуществования между разными культурами и религиями в городской среде.

Итальянец в Архангельске

По его мнению, нет одного общего для всех правила, как справиться с конфликтами или научить людей относиться друг к другу равноценно. Чему можно научить людей, так это способности понимать и принимать различия, чувствовать себя в безопасности рядом с иностранцами, одним словом, эмпатии.

Федерико Заннони

Федерико Заннони:

«В наших школах очень много учеников, чьи родители − арабы, и дети дружат. Они не боятся друг друга. Так что это [непонимание и страх другого] больше проблема взрослых. Или для тех, кто, приехав, например, из Северной Африки остается внутри своего сообщества. Они могут совершать преступления, воровать, всячески создавать проблемы для общественного порядка, потому что они думают − „весь мир против нас, мы − жертвы“».

В среднем в итальянском классе 40% детей − из семей иммигрантов. По словам Федерико, очень важно научить современных детей жертвовать ради другого, жить в группе, а не по одиночке. Это могут дать учителя старшего поколения − именно они готовы оставаться после занятий с учениками, не ожидая в ответ дополнительной платы.

Федерико Заннони

Федерико Заннони:

«Сегодня в Италии большая проблема − интеграция второго поколения иммигрантов, то есть детей мигрантов, которые когда-то приехали в Италию из Румынии, Китая, Албании и Марокко. Почти для всех этих детей итальянский − родной язык. И почти все они выполняют самую трудную и неблагодарную работу. При этом 43% людей в возрасте до 29 лет не учатся и не работают − живут на деньги родителей».

Из университета обратно в школу

Федерико нравится быть исследователем по двум причинам − гибкий график и командировки в Россию.

Быть исследователем значит уметь адаптироваться к людям и обстоятельствам, уметь общаться и быть любопытным.
Итальянец в Архангельске

Учёные в Болонском университете, говорит Федерико, − это обычно эксперты в своих узких темах и они мало чем интересуются: не ходят в кино, пропускают художественные выставки, не занимаются спортом. К затворнической жизни исследователя можно привыкнуть ещё со студенческих времен. В университете учится 80 000 студентов, для которых на кампусе работают магазины, бары, рестораны и библиотеки, где можно не только учиться и читать книги в тишине, но и встречаться с друзьями или даже найти вторую половину.

Федерико Заннони

Федерико Заннони:

«Я изучаю межкультурную ситуацию в Архангельске, но также мне интересна ваша природа, город, река, монастыри, мне хочется просто гулять и пробовать разную вкусную еду. Это гораздо важнее, чем просто теоретические знания».

«Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо» − любой начинающий учёный должен прочитать эти книги, говорит Федерико. Потому что они о пытливых умах, которым интересно открывать мир вокруг себя.

Помимо Архангельска, Федерико побывал уже в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Красноярске, Москве, Петербурге и Йошкар-Оле. В каждом из этих городов он находил общие черты, по которым без труда можно определить − это русский город. Кремль в Йошкар-Оле, например, такой же, как в Москве, как и традиция произносить долгие тосты о дружбе. Водка, борщ и солянка − в какой бы город он не приезжал, Федерико видел эти блюда в меню. Наконец, выражение лиц. Но со слов иностранцев, русские люди совсем не улыбаются, они часто угрюмы, не так ли?

Федерико Заннони

Федерико Заннони:,

«Вы улыбаетесь, но как-то по-другому. В Италии, если вы увидите улыбающегося человека, это всегда такая широкая улыбка. Достаточно ведь просто улыбки. Совсем необязательно казаться более счастливым, чем ты есть на самом деле. Ещё − в Архангельске люди не кричат на улицах. Мы в Италии очень экспрессивны. Ещё я заметил, что вы очень гордитесь тем, что вы − русские».

Наши люди не говорят громко на улицах, возможно потому, что их перекрикивает музыка, доносящаяся из торговых центров. В Италии всё наоборот. Прогуливаясь однажды по улице Чумбарова-Лучинского, Федерико увидел молодых женщин, которые катили коляски или гуляли с детьми. В то утро было холодно и ветрено. «В Италии, если чуть-чуть станет прохладнее, все остаются дома с детьми», говорит Федерико и добавляет: «Вы очень сильные люди».

Если по окончании проекта ALLMEET Федерико предложат остаться в университете и заниматься исследованиями в привычном понимании − читать книги, писать статьи, работать в офисе − он предпочтёт вернуться в школу.

Справка

Справка

С декабря 2013 года при поддержке Программы Европейского Союза TEMPUS-IV четыре европейских и семь российских университетов объединились для проекта «ALLMEET» (Непрерывное обучение в течение всей жизни, направленное на развитие мультикультурного образования и толерантного отношения на территории Российской Федерации). В 2016 году проект завершается созданием в России мультикультурных образовательных центров в университетах-партнеёрах. В них будут проводиться курсы, семинары, лекции, мастер-классы по теме иммиграции и межкультурного образования.

Российские партнёры − это федеральные Сибирский, Казанский (Приволжский) и Северный (Арктический) университеты, Марийский государственный университет, Московский городской педагогический университет, Институт педагогики и психологии профессионального образования и Межрегиональное добровольческое движение «Волонтёр».

Европейские партнеры − это Университет Глазго, Болонский университет, Португальский государственный университет, Фонд Европейского центра исследования.

Наверх