Из жертвы рекламы в SMM-специалиста

Сегодня обретают популярность профессии из дома, например, SMM-специалист. Вокруг нее множатся слухи и мифы, вроде тех, что это работа подойдет даже школьникам. В этом интервью с SMM-специалистом и студенткой 4 курса направления Реклама и связи с общественностью Дарией Лариной мы постараемся развенчать некоторые слухи об этой профессии.


AV: Когда ты для себя решила выбрать путь SMM?

В 16 лет я сама стала жертвой рекламы. В 2016 году интернет взорвала реклама возможностей зарабатывать из дома [разными способами]. Это настолько попало в аудиторию, не прошло и мимо меня. С того момента я стала грезить работать из любой точки мира. Тогда я думала, что вальяжно работать на Бали с соком в руках — наше будущее.

photo_2021-11-23 18.36.00.jpeg

AV: Почему ты решила поступить на рекламу?

Могу сказать, что поступала осознанно. Отчасти на выбор РиСО повлияло увлечение на тот момент SMM-технологиями, но я понимала, что заниматься этим можно и без диплома. Другое дело, что в какой-то момент до меня дошло, что реклама — это идеальное сочетание денег и искусства, и с того момента выбор стал очевиден.

AV: Расскажи, как ты начинала свою карьеру в SMM и почему твой выбор пал именно на это направление?

Начинала я с товарного бизнеса [дропшиппинг], там мне не понравилось несмотря на то, что в 2018 там еще можно было хорошо заработать. Скажем так, SMM нашел меня, а не я его.

Я хорошо писала в школе и меня попросили писать тексты для одного коммерческого аккаунта, обещали заплатить.

Я начала работать и после пары текстов поняла, что ничего не понимаю. Что писать, зачем, когда, для кого. И тут до меня только начало доходить, что в этой сфере не так все просто, как может показаться на первый взгляд.

AV: То есть тебе потребовалось прокачать дополнительные навыки для работы SMM-специалиста?

Несмотря на то, что мне было несложно попасть в саму сферу, быстро стало понятно, что конкуренция там ого-го какая была уже на тот момент. Поэтому в самом начале появились два вопроса: что вообще здесь делают, чтобы от работы был результат и как стать человеком, которого не захотят заменить, а наоборот нанять. Ответ был очевиден — начать учиться. И я пошла на онлайн-обучение, у меня оно было не первым, поскольку я готовилась и к ЕГЭ онлайн, и обучалась дропшиппингу также онлайн.

Это было самое начало. А там как в расхожей фразе: я узнал, что ничего не знаю. И что все придется разбирать на волокна. Так в моем арсенале появилось обучение контент-маркетингу, таргетингу в социальных сетях, по упаковке бизнеса в медиасреде. И это все помимо универа.

Поскольку как выяснилось, что рекламисты всем нужны, все хотят продаж, клиентов, красивую упаковку и денег. Поскольку моими первыми заказчиками стали мои близкие друзья, то относиться к работе безответственно вариантов не было. Учиться пришлось.

AV: Сейчас есть тенденция к тому, что многие выпускники отдают предпочтение SMM. На твой взгляд с чем это связно? 

SMM — это сфера с очень низким порогом входа. Начать может буквально каждый. Связано это с тем, что социальные сети, как инструмент, используются людьми в обычной жизни. Безусловно, изначально они создавались не в коммерческих целях, но получилось, что получилось. Поэтому создается ощущение, что здесь все очень просто и понятно. Это первая причина. 

Вторая — это быстрые деньги. Настроил — заработал, написал — заработал, смонтировал-сфотографировал — заработал. Особенно в сфере продуктов широкого пользования. Конечно, это все размышления коллег, которые не учитывают долгосрочной стратегии и сотрудничества с бизнесом. Но заработать таким образом и правда можно.

Причины конечно же на этом не заканчиваются, сюда же можно прибавить, что свежа картинка успешного фрилансера, то, что это интересно, что ты практически сразу проверяешь результат работы, да и индустрия делает свое дело, сейчас очень много рекламы про работу в рекламе. Рук не хватает.

photo_2021-11-23 18.36.06.jpeg

AV: SMM это про навыки или талант?

На мой взгляд, как раз таки в SMM есть два пути: это может быть талант, но талант не схожий с талантом к рисованию или игре на музыкальном инструменте. Скорее речь идет о насмотренности на коммерческие аккаунты, и нативная возможность повторить это в другом проекте. То есть, существуют люди, которые интуитивно понимают чего хочет пользователь и успешно это интегрируют в коммерческие проекты. Им для этого не всегда нужно обучение.

Но почему я всё-таки склоняюсь к тому, что SMM это всё-таки про навыки? Реклама — это история про техничность. Не зря нас называют технологами. Существует SMM-технология, механика и очевидно, что одного натива недостаточно. Натив хорош для общения с аудиторией.

И всё же почему те, кто обладают этим навыком зачастую имеет преимущество перед теми, кто обладает «талантом»?

В сфере SMM низкий порог входа в профессию. Есть множество так называемых инфо-цыган, которые интуитивно что-то поняли и стали продавать и учить других.

В этой сфере достаточно небольшое количество качественных и обширных обучений, которые способны дать человеку хорошую базу знаний в сфере SMM. Поэтому хорошо прокаченные навыки у опытных специалистов-практиков конечно же ценятся больше, чем талант.

AV: Студенты других гуманитарных направлений могут найти себя в SMM?

Да, безусловно. Очень много журналистов в сфере SMM, хотя не сказать, что журналистика и реклама про одно и то же. Тем не менее навык грамотного, интересного написания текстов в SMM очень ценится и можно с лёгкостью найти себе работу. Например, контент-мейкера или научиться писать рекламные тексты. В целом если у тебя, красивая и грамотная речь и поставлен слог, ты понимаешь, о чем и как писать, обладаешь хорошим словарным запасом, то тебе ничего не мешает прийти в эту сферу.

Я даже по своему опыту могу сказать, что SMM-сфера любит и приветствует людей, которые не мыслят шаблонно рекламой. К примеру, мне уже сложно разговаривать с аудиторией на одном языке поскольку я несколько шаблонно думаю из-за того, что перебираю очень много вариантов и ищу разные связки в работе.

Другое дело журналист. Человек с еще пока чистым ясным сознанием гораздо легче поймет потребность аудитории, гораздо быстрее ее разговорит и построит грамотную коммуникацию. Создаст определенное комьюнити вокруг проекта. В целом если его интересы и его желания писать о каких-то важных событиях не соприкасаются с коммерческой выгодой, то он способен расшевелить обычных людей, у которых уже существует баннерная слепота на определенные словоформы.

photo_2021-11-23 18.36.04.jpeg

AV: Есть ли карьерный рост у SMM-специалиста?

Я не смогу дать конкретный ответ на этот вопрос поскольку ответ на него является и да, и нет. Так как карьерный рост может означать и выход за рамки SMM-технологий, а может развиваться внутри самой сферы.

Если говорить о развитии в самой сфере, то тут существуют две возможности развития. Первый — это постижение новых отраслей в целом. К примеру человек, начинал с написания контента, а закончил тем, что он стал таргетологом и веб-дизайнером. Так же карьерный рост может заключаться в том, что, ты будешь руководить всё более сложными проектами внутри социальной сети. Допустим раньше ты работал с локальным магазином, а в последующем ты можешь являться начальником смм отдела в федеральной сети магазинов. На мой взгляд это карьерный рост.

Если мы возьмем историю, когда карьерный рост выходит за рамки, то есть мы отстраиваемся только от социальных сетей и переходим на всю рекламу в целом. Мы понимаем, что смм это лишь кусочек от всей пиццы рекламных технологий.

И надо понимать, что достаточно небольшому количеству бизнесов подходит реклама только в социальных сетях. Гораздо больший процент проектов нуждается в наружной рекламе, в контекстной рекламе и так далее. Чтобы быть, чем-то большим, чем работа в социальных сетях нужно безусловно учиться дальше и понимать всё в других каналах рекламы. Это сложно, это потребует от человека большого количество обучения, но тем не менее я считаю это справедливым настоящим карьерным ростом для рекламиста. Когда он понимает не то, как работает какая-то деталька в механизме, а как работает целиком весь механизм. Не стоит забывать о важности понимания, маркетинга и устройства бизнеса в целом.

photo_2021-11-23 18.36.08.jpeg

AV: Сколько в среднем, может зарабатывать начинающий SMM-специалист? Есть ли потолок у заработка?

Врать не буду, потолок есть. То есть перепрыгнуть через условные 100-150 тысяч рублей очень сложно. Опытный квалифицированный специалист, который ведет несколько проектов и занимается продвижением сложных товаров и услуг, может зарабатывать 100 тысяч рублей. Всё что выше, это договорные истории.

С чего начинают новички. Чаще всего это фриланс, выполнение каких-либо заданий. К примеру, можно написать 10 постов за 1000 рублей. Так же можно наняться на ежемесячную или еженедельную оплату, заработок будет составлять примерно 10 000 рублей в месяц с одного проекта. Однако не стоит забывать, что мы говорим о не полном рабочем дне, мы говорим о работе, которая может выполняться за пару тройку часов в день. Естественно, любое усложнение плюс к оплате. Оригинальное оформление тех же сторис, создание фотографий и их обработка. Таким образом на выходе мы уже можем получить 15-20 тысяч рублей в месяц.

В 2021 году уже по факту не существует такого понятия, как SMM-специалист. Данный термин превратился в некий собирательный образ того, что нужно делать в социальных сетях.

Но так можно было делать лет 6 назад на коленке, когда особо и примеров то не было качественного коммерческого SMM-ведения. Сегодня мы говорим отдельно о таргетологах, у которых вообще свои задачи, тексты, инструменты и свои правила игры в целом. Мы можем говорить про контент-мейкеров, которые занимаются коммуникацией в профиле, а также занимаются продажами, игрой в долгую. Они точно понимают, кто у них в аудитории и что с ними делать. Это в идеале конечно.

Если говорить о дизайнерах, то тут вообще сдельная оплата труда. Их крайне редко нанимают в штат и зачастую это делают крупные компании. Для локального бизнеса нет необходимости в постоянных макетах, ты можешь нанимать, скажем на три постера, и это будет стоить от 500 рублей и выше. В зависимости от дизайнера.

photo_2021-11-23 18.36.11.jpeg

AV: Кто такой SMM-специалист сегодня?

SMM — это про рекламу в социальных сетях, мы говорим про таргетинг. Потому, что даже самое хорошее и качественное привлечение аудитории не работает по кнопке «бабло». Такой специалист может привлекаться ситуативно, например на время кризиса в бизнесе. Реклама не должна крутиться постоянно.

Так же SMM-специалистом является и контент-мейкер. Он будет вести диалог с аудиторией, понимать, что и зачем публикуется в профиле.

Дизайнер же создает макеты для бизнеса. Конечно же в наш век существуют приложения, которые могут сделать это за тебя. Стоит понимать, что это не будет что-то качественное, а скорее усредненный популярный вариант. Для многих, конечно, такой макет подходит, но не для всех. Особенно такой макет из приложения не подойдет для крупных проектов.

Владельцы локального бизнеса так же воспринимают SMM-щика как фотографа. Человека, который сможет красиво и вкусно сфотографировать товар, чтобы его захотелось купить.

В сумме получается четыре разных специалиста, которых с легкой руки называют SMM-специалистом. Очевидно все ребята, которые работают в этой сфере, но подразделяются на разные направления и есть SMM-щики.

Фотографии из архива Дарии Лариной


Наверх