Екатерина Смирнова: «Необходимо найти уникальность в каждом ребенке»

Работа воспитателем — большой труд, который требует терпения, сил и любви. Не каждый сможет найти общий язык с ребёнком, не каждый выдержит находиться с большим количеством детей долгое время. Екатерина Смирнова, выпускница САФУ по направлению «Психолого-педагогическое образование», благодаря своим знаниям и умениям, полученным в университете, смогла быстро справиться с трудностями, возникающими на начальных стадиях работы воспитателем.


uHsxpptMm8Q.jpg


AV: Как вы пришли к решению получить специальность «детский педагог-психолог»?

Тот, кто идёт в психологию, отчасти хочет разобраться в себе, своих мыслях и жизни. Все наши страхи, эмоции, манера поведения и т. д. идут из детства. Всегда замечала, что дети ко мне тянутся, и мне с ними очень комфортно. Мы часто поводили время с моей младшей сестрой, и я больше убеждалась, что надо идти работать с детьми. Мне есть чему научить, дать положительные эмоции, рассмешить. А они, в свою очередь, заряжают меня своей добротой и позитивом.

AV: Скажите, кем можно будет работать, получив психолого-педагогическое образование?

Воспитателем, педагогом-психологом в детском саду, педагогом в детских центрах развития.

AV: Тяжело ли проходило обучение в САФУ?

По-разному. Перед сессиями было очень тяжело, нужно повторить весь материал за семестр, но так как дисциплины гуманитарные, можно где-то подучить, где-то объяснить своими словами. Иногда посещали мысли всё бросить, так как не было сил. Но вообще учиться мне нравилось, нравилось получать новые знания, общаться с разными людьми.

AV: Почему именно детский педагог-психолог? Был ли у вас опыт работы со взрослыми людьми, подростками/ семейными парами и т. д.?

Психологией я увлекалась ещё со школы. Читала различную литературу, проходила тесты. К сожалению, мне не хватило баллов поступить на психологию, поэтому я пошла на направление «Педагогика и психология дошкольного возраста». Да, я думала закончить дополнительные курсы по семейной психологии. Мне нравится в обычной жизни слушать о бытовой жизни своих друзей и близких, помогать советом, если просят об этом. Я читаю различные статьи по психологии отношений и смотрю вебинары. Но на практике работы с семейными парами и подростками не было.

AV: Как именно вы применяете знания, полученные при обучении, в работе?

Знание психологии помогает мне как воспитателю более глубоко понять значение форм и методов при организации различных видов детской деятельности, определять пути обучения. Педагогика и психология всегда должны быть согласованы друг с другом. Благодаря полученным знаниям, например, методике организации дня, художественному развитию, познавательной деятельности и прочим, я поняла, как вести себя с детьми, как направлять, как с ними работать. Всё то, чему я научилась в университете, каждый день применялось мной на практике и на работе. Вообще, работа помогла разобраться в себе, понять то, чего я действительно хочу.

YqBa1tg1vzg.jpg

AV: Работа с детьми, безусловно, очень сложная, требует полной отдачи. Как вы не устаете от детских криков. Или, может быть, для вас время, проведённое с детьми, своего рода «отдушина»?

Я устаю на работе, но дома, с близкими людьми, занимаясь любимыми делами, я восстанавливаю силы. Работать с большим количеством детей нелегко, но очень интересно.

AV: С детьми бывает не справляются даже сами родители. Как вам удаётся найти общий язык с ребёнком? Как вы справляетесь с капризными детьми?

Вначале мне было очень сложно самой справляться с детьми и их капризами. Тут нужен индивидуальный подход, умение договориться. Необходимо найти уникальность в каждом ребенке. Ещё помогает строгость. Детей, как минимум, 20 человек. Их надо всех одеть и вывести на улицу. Без определенной собранности, громкого командного голоса ничего не получится, иначе дети будут вести себя кто во что горазд. Нужно найти золотую середину: индивидуальный подход плюс собранность самого педагога-психолога.

AV: Как вести себя родителям, когда у них нарушен контакт с ребёнком?

Остановиться на данном этапе жизни. Выдохнуть. Не переживать, не винить себя — это тянет только ко дну. Далее проанализировать вместе, на каком этапе начало все меняться. Сделать выводы и понять, что делать дальше. Обратиться к специалисту при необходимости и не бояться его. Психологи правда помогают, лучше, чем друзья семья и т. д., они могут помочь вашей семье справиться с трудностями. Есть выход всегда.

Любовь поможет в любом случае, любовь излечит любые боли.

AV: Дети сами по себе очень любопытные, хватает ли вам сил и времени отвечать на частые вопросы ребят?

Конечно, я отвечаю на каждый вопрос ребёнка, так как притуплять детям такое качество как любопытство категорически нельзя, может пропасть интерес абсолютно ко всему. Если не можешь ответить сразу на вопрос, лучше сказать, что найдёшь ответ. Ни в коем случае нельзя раздражаться.

AV: Маленькие дети часто ругаются, не могут что-то поделить. Как вы справляетесь с этим?

В таких случаях помогают знания, полученные в вузе. Я переключаю их внимание на другие игры, предлагаю идентичные игрушки и вещи, играть вместе либо обмениваться вещами на время. Внимание детей можно переключить очень быстро, главное воспитателю не зацикливаться на происходящем.

AV: Бывает, что родители, приводя своих детей в детский сад, сталкиваются с истериками и криками: «Я не хочу в садик!» Что предпринять в таких ситуациях родителям и воспитателям?

Перед походом в детский сад ребёнка нужно подготовить, и это задача прежде всего родителей. Нужно попробовать походить в тот садик, например, летом на прогулки, с детками познакомиться, познакомить с воспитателями. Показать какие-нибудь мультики, видео, где дети занимаются и играют с воспитателем. В интернете очень много информации. Также можно замотивировать ребёнка чем-то. Можно брать свою игрушку, которая будет помогать адаптироваться.

На этапе, когда ребёнок уже ходит в сад, и у него начинаются истерики, что он не хочет идти к воспитателю и вообще в садик, то здесь нужно уже работать в тандеме воспитатель-родитель. Где-то на каком-то моменте был негативный опыт. Может, родители что-то сказали или показали какую-то отрицательную эмоцию, и ребёнок это запомнил. Либо что-то не так в группе: неблагоприятная обстановка, либо воспитатель себя как-то ведёт агрессивно, либо дети обижают и ставят его в некомфортные условия. Здесь всё очень индивидуально. В таких случаях нужно советоваться с психологами, воспитателями, социальными педагогами.

AV: По вашим фотографиям я увидела, что у вас есть своя семья. Используете ли вы свои знания в жизни и как они вам помогают?

Да, я использую свои знания по психологии и педагогике в жизни. Может, не на 100%, но на 75% точно. Я смотрю, как растет наша дочь и все больше хочется понять, как устроена детская психология от А до Я, от рождения до взрослого человека. Я стараюсь выстраивать нормальные адекватные отношения с мужем, конечно, к этому я шла долго. Мне хочется помочь каждому человеку в моей жизни, дать понять, что он важен и уникален и направить на верный путь. К этому всему я пришла через большой опыт.

Наверх