Дети учатся письму: как преподавать каллиграфию

Кристина Петрова ведет в Центре технического творчества, спорта и развития детей «Архангел» «Основы каллиграфии» детям от 5 до 12 лет. Несмотря на то, что с дошкольниками работать сложнее, педагог ценит их за увлеченность, интерес к знаниям и непосредственность: «Очень часто слышу вопрос на занятии: «Что это? Это для чего?..». Кристина Сергеевна рассказала о своей методике преподавания.


4.jpg

AV: Опишите, как проходит одно Ваше занятие.

Занятие обычно выстраиваю по одной и той же схеме, так как считаю, что ребятам так легче работать. Оно содержит примерно от одного до пяти этапов.

Первый этап — рисование по клеткам, который способствует формированию пластики руки, а также ориентированию в пространстве тетрадного листа, развитию глазомера.

Второй этап — это ритмичная разминка для рук. Так как письмо — это все-таки подчинение определенному ритму движения рук и, соответственно, мы над этим также работаем.

Третий этап — это прописывание элементов букв. Здесь дети у меня отрабатывают индивидуально те элементы, при написании которых у них возникают трудности.

Далее на четвертом этапе, я могу включить артикуляционную разминку или это может быть разминка на ориентировку в пространстве, упражнения на межполушарное развитие и т. п.

Пятый этап — это, непосредственно, каллиграфическая разминочка. Здесь мы переходим к работе со стальными перьями и чернилами, проводим анализ элементов буквы, которой отведено это занятие, и, переходим к письму данной буквы. Ну, и на последок всегда стараюсь оставить время для творческой работы.

На каждом этапе занятия я стараюсь дать детям пояснения, как и зачем нам выполнять данное упражнение. Разъясняю, с какой целью мы это делаем, чтобы замотивировать ребенка и придать осмысленности их действиям.

3.jpg

AV: Расскажите, какими технологиями Вы пользуетесь на занятиях?

В своей работе я стараюсь реализовать нейропедагогический подход в формировании письма. Закончила курсы Татьяны Валерьевны Васильевой. Почему такие технологии? Потому что письмо — это сложная интегративная, когнитивная деятельность.

Сравним процесс письма у взрослого и ребенка. Это совершенно разные процессы. Взрослому нужна только ручка и бумага, поскольку навык у него уже автоматизирован, а ребенку нужно гораздо больше: слушать, слышать и анализировать звук, удерживать его в памяти, далее соотносить фонему (звук) и графему (букву), которую нужно написать. Вместе с этим помнить графический образ буквы, знать, уметь и выполнять правильную последовательность движения руки при написании буквы, соблюдать конфигурацию буквы, ее величину. Удерживать в памяти последовательность звуков и букв при письме слова. Если один из этих процессов недостаточно сформирован, то возникают трудности с формированием навыка письма.

Для начала я должна понять, с чем связаны эти трудности у ребенка при письме и в соответствии с этим подбирать упражнения для коррекции. Если, например, у ребенка при письме устойчивая зеркальность при написании букв и цифр, то необходимо воздействовать именно на развитие межполушарного взаимодействия.

Поэтому, как и говорила ранее, я в свое занятия стараюсь включить по максимуму таких упражнений, как и на межполушарное взаимодействие, так и на артикуляцию, ну и соответственно, на ориентировку в пространстве.

В обучении ребенка необходимо отталкиваться от его физиологического развития, ну и соответственно, на этом и основывается нейропедагогический подход, технология дифференцированного обучения.

Детям нравятся дидактические игры: словесные загадки, загаданная буква, типография.

2.jpg

AV: Помогают ли современные технологии в улучшении образовательного процесса?

Технологии значительно повышают мотивацию детей к обучению, а это самый важный фактор влияющий на эффективность нашей с ребятами деятельности.

При организации обучения каллиграфическому письму применяю в своей деятельности различные методы, давно известные и весьма действенные, если использовать их в комплексе:

1) Копировальный. Обучение письму строится на основе отпечатанных прописей с буквами и словами, нанесёнными на бумагу едва заметными линиями или пунктиром. Данные метод не предполагает сознательное освоение письма, потому используется при обучении письму отдельных букв или при исправлении ошибок.

2) Линейный. В его основе лежит шрифтовой подход к обучению письму (одинаковые расстояния, точные пропорции, использование вспомогательных сеток, линий, определяющих направление строки и высоту, ширину букв).

3) Генетический. Обучение в рамках этого метода строится таким образом, чтобы перед письмом обучающиеся сначала осваивали элементы буквы, а её изучение затем строилось на принципе возрастающей трудности в написании. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

4) Тактический (ритмический). Данный метод содействует развитию плавности письма, влияет на скорость письма, развивает чёткость движений. Применяется после того, как начертание буквы усвоено, в свободном и спокойном темпе. Не следует применять продолжительное время на занятии, так как требует больших усилий и напряжения обучающихся.

5) Метод Карстера. Ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами на бумаге без какой-либо разлиновки. Используется для того, чтобы научить пользоваться пространством бумаг, а также для формирования более развитого глазомера.

1.jpg

AV: Как дети ведут себя у Вас на занятиях?

Ребята на занятиях ведут себя по-разному, те, кто постарше более замотивированные, сознательно подходят к заданиям. Те же, кто помладше нуждаются в более частой похвале, иной раз даже авансом. Все без исключения пытаются предугадать, что будет дальше по заданиям, поэтому очень сильно торопятся. С этим нужно работать и много разговаривать. Каждому очень важно, чтобы они были услышаны.

AV: Как Вы считаете, каким должен быть современный педагог?

В первую очередь, педагог должен быть заинтересован в своей деятельности, иметь ко всему творческий подход, ну и как во все времена — стремиться к саморазвитию, быть активным, и, естественно, быть чутким к ребенку.

AV: Считаете ли Вы, что опыт педагога влияет на занятия?

Да, я считаю, опыт все-таки влияет. Я за то, чтобы с молодыми педагогами активно делились знаниями и опытом. Если молодой специалист готов перенимать этот опыт, даже не очень удачный, то может пойти гораздо дальше своего наставника. То есть, опять же, все относительно.

Есть опыт, но нет развития, то это приведет к провалу. Нет опыта, но есть развитие (то есть получение своего опыта), то это приведет к успеху.

В любом случае, нужно какое-то время, чтобы добиться результата и занятия проходили, действительно, интересно.

фото из личного архива Кристины Петровой

Наверх