МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Дарья Боева: «Нет стереотипов об учителях, есть учителя, которые создают стереотипы»

Учитель — профессия не из самых простых. Одни приходят работать в школу и не справляются, другие — разочаровываются, а кто-то остаётся и искренне любит свою работу. Дарья Боева, выпускница САФУ им. Ломоносова, работает по профессии уже четвёртый год. Её карьерный путь начался в 21-й гимназии города Архангельска, сейчас же она работает учителем в частной Британской школе в Санкт-Петербурге. В интервью Дарья рассказала о трудностях работы с детьми, стереотипах профессии, причинах, почему эта работа «не для всех».


2.jpg

AV: Почему Вы решили стать учителем?

В школе у нас часто проходили дни самоуправления, и каждый раз я вела английский язык у других классов. И я подумала: «Почему бы нет? Почему бы не попробовать? Вроде интересно». Так что из всех специальностей, что на тот момент были представлены, меня заинтересовала именно эта. Помню, что была возможность поступить по профессии, связанной с туризмом, но с этим делом мне не особо хотелось связываться. А вот с английским языком очень хотелось, поэтому я пошла на факультет иностранных языков.

Мне понравилось. За детьми очень интересно наблюдать, с ними интересно общаться и взаимодействовать. И вот, получилось, что я работаю по специальности уже четвёртый год.

AV: Почему Вы решили поступить на специальность «преподаватель иностранного языка» именно в САФУ?

В САФУ поступила абсолютно случайно, на самом деле это была русская рулетка: «Куда поступить?». Было близко к дому, но, несмотря на это, нужно было жить отдельно от родителей, это давало мне какую-то самостоятельность, потому что нужно было переезжать из Северодвинска в Архангельск.

AV: Тяжело ли было учиться?

Я не скажу, что было очень тяжело учиться. Да, были какие-то простые предметы, были трудные. Достаточно сложные дисциплины мне попались, когда я ездила по программе обмена «North2North» или «Barentsplus» в Норвегию, в город Тромсё. Там я училась полгода, практиковалась в языке. И по прибытию обратно в Архангельск мне пришлось сдавать полностью всю сессию. Это было очень непросто. Наверное, это была моя самая сложная сессия.

3.jpg

AV: Какие знания, полученные в университете, Вам пригодились в работе с детьми?

Психология, скорее всего, больше всего пригодилась. И знания даже не самих методик, не того, как с детьми работать, а как именно общаться.

AV: Расскажите про свой первый опыт в преподавании. Как проходили Ваши первые уроки? С какими детьми Вы на тот момент работали?

Первые уроки у меня были на практике в 21-й гимназии. Скажу, что было страшно, потому что ты не знаешь этих детей, ты не знаешь, на что они способны, как они на тебя отреагируют, всё-таки новый человек, незнакомый. Второклашки были чудесные, до сих пор иногда вспоминаю то, как они пытались читать по-английски, это было очень мило.

А если брать личный опыт первого преподавания, то это тоже было в 21-й гимназии, тоже со второклашками. Я пыталась делать всё возможное, чтобы им было интересно, чтобы их увлек английский, чтобы английский не казался им просто каким-то скучным, сложным предметом, где люди говорят на непонятном языке и еще пытаются от тебя чего-то добиться.

AV: С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в начале работы?

Во время обучения мне всегда очень хотелось, чтобы всё показывали на практике. Не только лекции рассказывали, но и давали возможность попрактиковаться. У нас была, конечно, практика, но лично мне этого не хватало.

Мне хотелось, чтобы мы ходили в школы, где нам наглядно показывали то, как работать с детьми. Если бы сами учащиеся регулярно между собой какие-то ролевые игры делали, то в последствии было бы гораздо легче в работе. Столкнувшись с этим в жизни мы бы понимали, как общаться, например, с хулиганами, с детьми, у которых проблемы со слухом, у которых есть задержки в развитии, у которых есть другие особенности. Потому что, когда я сталкивалась с этим в реальной жизни, начиная работать по профессии, я начинала теряться.

6.jpg

AV: Существует достаточно много стереотипов о работе учителем, наиболее распространённый из них: профессия учителя не даёт возможности реализовать себя творчески. Так ли это?

Это неправда. Я считаю, что учитель — это одна из самых творческих профессий в мире. Поиск того, как именно подать урок интересно — это и есть твоё творчество: как ты выстраиваешь урок, чтобы было интересно, чтобы завлечь детей, например, рассказать им происхождение какого-то интернет-мема, о происхождении звуков, почему в слове «knight» (рыцарь) первая буква «K», но она не читается. И именно из таких маленьких фактиков и идёт творчество в профессии учителя.

AV: Так же распространён стереотип, что учитель — это исключительно женская профессия, Вы согласны с этим утверждением?

Я не соглашусь, что учитель — это исключительно женская профессия, потому что мои коллеги-мужчины каждый раз просто разрывают этот стереотип. Я сама хочу у них учиться. Я, если бы была ребенком, сто процентов хотела бы у них учиться: интересная подача материала, харизма, интересные задания, что мне в голову не придут, может быть даже с женской точки зрения. Да, возможно, это мужская логика и так далее. Но это на самом деле очень интересный коктейль. Правда, я не соглашусь, что учитель — это исключительно женская профессия.

8.jpg

AV: Какой стереотип о работе учителя вас больше всего обижает/раздражает/расстраивает?

Я считаю, что нет стереотипов об учителях, есть учителя, которые создают эти стереотипы. Учитель должен хотеть работать, учитель должен любить детей, у учителя должен быть интерес к собственному предмету. Если у учителя отсутствуют все эти три пункта, именно из этого и начинаются все стереотипы: учителя все злые, им без разницы на их предмет, им нужно только «двойку» поставить. Меня больше обижают не стереотипы об учителях, а учителя, из-за которых происходят все стереотипы.

AV: Профессия учителя не из лёгких, часто приходится работать «на износ», вы устаёте от работы с детьми? Или вам, наоборот, работа приносит только удовольствие?

Честно говоря, я очень устаю от работы с детьми, но, когда я вижу отдачу, когда я вижу то, насколько сильно дети хотят приходить в школу, как это им интересно, как они хотят этим заниматься, усталость как рукой снимает, честное слово. Хочется приходить раньше на работу, хочется оставаться подольше, чтобы что-то интересное сделать. Если есть отдача, то ради этой отдачи от детей, я готова приходить на работу.

AV: Какие плюсы профессии Вы можете назвать?

Я думаю, постоянный рост. Мне всё время хочется быть лучше, быть интереснее, заинтересовывать чем-то новым детей, саморазвиваться. И, наверное, встречи с единомышленниками. Всегда приятно пообщаться с людьми, которые понимают, что такое работать с детьми, что такое работать с маленькими детьми, как на самом деле тяжело работать учителем.

AV: Почему, несмотря на все трудности, Вы продолжили работать учителем, ведь многие «бегут» из этой профессии?

Я считаю, что бегут из этой профессии те люди, которые не любят детей, которые пошли в «пед» только потому, что туда хватило баллов. Бегут ещё, может быть, потому что они не удовлетворены работой, начальством, количеством денег, которые они за это получают. Факторов, на самом деле может быть много, но я считаю, что один из самых главных — это постоянное взаимодействие с детьми. Я не бегу из этой профессии, и надеюсь, что не побегу, потому что мне нравится.

фотографии из личного архива Дарьи Боевой

Наверх