В глазах этих подростков читается жажда приключений в духе романа Каверина «Два капитана» и мечта о покорении Арктики. Почему школьники - юные полярники грезят о стране вечной мерзлоты? Как выяснил AV, у кого-то увлечение Севером спонтанное, а кому-то повезло: папа-полярник с рождения рассказывает байки об Арктике.
Познакомиться с ребятами, увлеченными Севером, AV удалось на «Школе юного полярника». Школа состояла из двух частей: теоретической и практической. Сперва — доклады школьников и занимательные лекции от преподавателей САФУ, больше похожие на увлекательные рассказы о путешествиях. В этом году лекцию прочитала ректор университета, Елена Владимировна Кудряшова, она рассказала о том, как команда из разных стран под руководством Артура Чилингарова, одного из самых известных исследователей Арктики, в прошлом году доставила олимпийский огонь на Северный полюс. Также своим опытом арктических экспедиций поделились Иван Вячеславович Савельев, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения, и Константин Зайков, руководитель «Арктического плавучего университета», на счету которого уже немалое количество экспедиций. Но особенно всем запомнились, конечно, виновники торжества — школьники, увлечённые Арктикой.
Мария Соловьёва,
ученица пятого класса архангельской школы № 68:
«Моя научная работа посвящена Виллему Баренцу, голландскому моряку и исследователю. Он искал Северный морской путь и открыл Арктику. Под его руководством было совершено три экспедиции на Север, он пробыл там довольно большое количество времени. В своей третьей экспедиции он трагически погиб в районе Новой Земли. Виллем Баренц сыграл большую роль в исследовании Арктики, в его честь названо Баренцево море. Сама я занимаюсь изучением не только Арктики, но и Антарктики, это у меня от папы — он работает в Антарктиде».
Анастасия Золотилова,
ученица пятого класса архангельской гимназии № 24:
«В моём докладе рассказывается о полярных экспедициях на примере экспедиции под руководством Эдуарда Васильевича Толля. Это известнейший полярный исследователь, который верил в существование большого материка в Северном Ледовитом океане. Он мечтал его открыть и даже уже придумал название — „Арктида“, но не нашёл его. Сейчас этот остров-призрак называют „Земля Санникова“. Пока Эдуард Толль путешествовал, он открыл множество проливов, его работы очень полезны для науки. Честно говоря, пока что нам в школе почти ничего не рассказывают об Арктике, поэтому было интересно работать над этой темой».
Некоторые школьники не только подготовили доклад и презентацию о своей работе, но и попробовали сделать что-то своими руками. Ученик девятого класса школы № 59, Андрей Чащин, при изучении судостроения подготовил со своим учителем модель настоящего поморского
Вячеслав Чупрыгин,
ученик 10 класса архангельской школы № 37:
«Наше исследование посвящено тому, как полярники жили на Севере в прошлом и как они живут там сейчас. Для начала мы провели опрос среди учеников нашей школы о том, знают ли они что-то об Арктике и о жизни полярников. Вывод получился не самый радостный: об этом почти никто ничего не знает. Несмотря на то, что я участвую в школе полярника САФУ впервые, я и до неё довольно много знал об исследованиях Арктики, потому что мне это интересно, я изучаю эту тему самостоятельно».
Роман Корытов,
ученик 10 класса архангельской школы № 37:
«Особая часть нашей научной работы — питание полярников в Арктике, как оно изменилось за последние десятилетия. Раньше питание было, мягко говоря, несовершенно, потому что оно было очень калорийным. В основном рацион полярников состоял из консервов, солёных рыбы и мяса. Сейчас качество еды значительно улучшилось. Это связано, в первую очередь, конечно, с развитием технологий. Институты питания разрабатывают специальное меню для полярников, почти как для космонавтов, в нём всё сбалансировано — углеводы, жиры и белки».
После представления научных исследований, вручения дипломов и общей фотографии на память, началась самая весёлая часть мероприятия: для младших школьников устроили познавательные квесты, за прохождение которых они набирали баллы. Больше всего улыбок и смеха было на задании «ловля рыбок»: здесь участники с помощью необычных удочек с магнитами, которые принёс доцент кафедры культурологии, Антон Полуэтов, должны были поймать рыбок, на которых были написаны вопросы викторины. Дети оценили задумку. Ученики же постарше (восьмого класса и выше) вместе со своими учителями отправились на интеллектуальную игру с непростыми вопросами о Севере.