МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Автор:
Яна Рубина

Школа юного полярника

В глазах этих подростков читается жажда приключений в духе романа Каверина «Два капитана» и мечта о покорении Арктики. Почему школьники - юные полярники грезят о стране вечной мерзлоты? Как выяснил AV, у кого-то увлечение Севером спонтанное, а кому-то повезло: папа-полярник с рождения рассказывает байки об Арктике.

Школа юного полярника

Увлечение Арктикой у меня от папы

Познакомиться с ребятами, увлеченными Севером, AV удалось на «Школе юного полярника». Школа состояла из двух частей: теоретической и практической. Сперва — доклады школьников и занимательные лекции от преподавателей САФУ, больше похожие на увлекательные рассказы о путешествиях. В этом году лекцию прочитала ректор университета, Елена Владимировна Кудряшова, она рассказала о том, как команда из разных стран под руководством Артура Чилингарова, одного из самых известных исследователей Арктики, в прошлом году доставила олимпийский огонь на Северный полюс. Также своим опытом арктических экспедиций поделились Иван Вячеславович Савельев, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения, и Константин Зайков, руководитель «Арктического плавучего университета», на счету которого уже немалое количество экспедиций. Но особенно всем запомнились, конечно, виновники торжества — школьники, увлечённые Арктикой.

small_words-Соловьева.jpg

Мария Соловьёва,
ученица пятого класса архангельской школы № 68:

«Моя научная работа посвящена Виллему Баренцу, голландскому моряку и исследователю. Он искал Северный морской путь и открыл Арктику. Под его руководством было совершено три экспедиции на Север, он пробыл там довольно большое количество времени. В своей третьей экспедиции он трагически погиб в районе Новой Земли. Виллем Баренц сыграл большую роль в исследовании Арктики, в его честь названо Баренцево море. Сама я занимаюсь изучением не только Арктики, но и Антарктики, это у меня от папы — он работает в Антарктиде».

small_words-золотилова.jpg

Анастасия Золотилова,
ученица пятого класса архангельской гимназии № 24:

«В моём докладе рассказывается о полярных экспедициях на примере экспедиции под руководством Эдуарда Васильевича Толля. Это известнейший полярный исследователь, который верил в существование большого материка в Северном Ледовитом океане. Он мечтал его открыть и даже уже придумал название — „Арктида“, но не нашёл его. Сейчас этот остров-призрак называют „Земля Санникова“. Пока Эдуард Толль путешествовал, он открыл множество проливов, его работы очень полезны для науки. Честно говоря, пока что нам в школе почти ничего не рассказывают об Арктике, поэтому было интересно работать над этой темой».

middle2.jpg

На Север, как в космос

Некоторые школьники не только подготовили доклад и презентацию о своей работе, но и попробовали сделать что-то своими руками. Ученик девятого класса школы № 59, Андрей Чащин, при изучении судостроения подготовил со своим учителем модель настоящего поморского коча без единого гвоздя. Это мореходное судно, которое придумали поморы специально для промыслов, противостояло сжатию во льдах. По словам Андрея, сделать подобную модель может любой желающий, нужны только материалы и опытный наставник, например, учитель трудов в школе. Ребята же из школы № 37 сделали одну большую работу на двоих, зато она получилась по-настоящему научной, с цифрами, графиками, собственными выводами.

small_words-чупрыгин.jpg

Вячеслав Чупрыгин,
ученик 10 класса архангельской школы № 37:

«Наше исследование посвящено тому, как полярники жили на Севере в прошлом и как они живут там сейчас. Для начала мы провели опрос среди учеников нашей школы о том, знают ли они что-то об Арктике и о жизни полярников. Вывод получился не самый радостный: об этом почти никто ничего не знает. Несмотря на то, что я участвую в школе полярника САФУ впервые, я и до неё довольно много знал об исследованиях Арктики, потому что мне это интересно, я изучаю эту тему самостоятельно».

small_words-Коротов.jpg

Роман Корытов,
ученик 10 класса архангельской школы № 37:

«Особая часть нашей научной работы — питание полярников в Арктике, как оно изменилось за последние десятилетия. Раньше питание было, мягко говоря, несовершенно, потому что оно было очень калорийным. В основном рацион полярников состоял из консервов, солёных рыбы и мяса. Сейчас качество еды значительно улучшилось. Это связано, в первую очередь, конечно, с развитием технологий. Институты питания разрабатывают специальное меню для полярников, почти как для космонавтов, в нём всё сбалансировано — углеводы, жиры и белки».

После представления научных исследований, вручения дипломов и общей фотографии на память, началась самая весёлая часть мероприятия: для младших школьников устроили познавательные квесты, за прохождение которых они набирали баллы. Больше всего улыбок и смеха было на задании «ловля рыбок»: здесь участники с помощью необычных удочек с магнитами, которые принёс доцент кафедры культурологии, Антон Полуэтов, должны были поймать рыбок, на которых были написаны вопросы викторины. Дети оценили задумку. Ученики же постарше (восьмого класса и выше) вместе со своими учителями отправились на интеллектуальную игру с непростыми вопросами о Севере.

Наверх