МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

«Мне кажется, что все что я умею это учиться»

Окончание университета для многих является важным жизненным этапом: ты вроде бы уже взрослый, но в то же время тебе двадцать с небольшим лет, и ты абсолютно не знаешь, что делать дальше, и каким образом выстраивать свою жизнь. Мы решили узнать у студентов выпускных курсов, какие страхи вызывает у них окончание университета и получение диплома. Чтобы подробнее разобраться в причинах этих страхов, и понять, что с ними делать, мы решили взять комментарий у специалиста Михаила Прынкова, психолога, КПТ-терапевта и руководителя психологического клуба «Комната».


imgonline-com-ua-Resize-MC47idPaTRd.jpg

Яков Паршин ,
направление «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»:

«Я боюсь не найти хорошую работу. Ещё больше мне страшно от того, что в первые месяцы я могу понять, что это вообще не мое, и тогда я зря учился 4 года»

— Нередко оказывается, что тревога связана с завышенными ожиданиями. Мы делаем прогноз: выпускнику с минимальным опытом будет трудно найти классное место на рынке труда. Но ведь это же правда, так и есть. Тревога вызвана рассогласованием между этим прогнозом и требованием («найти хорошую работу»). Если снизить ожидания до адекватного уровня («найти какую-нибудь работу»), причин для тревоги будет меньше. Хорошая работа найдется, когда станешь хорошим специалистом. А для этого нужно работать хоть где-то, набираться опыта, знаний и связей. Я сменил пять профессий, прежде чем стать психологом. Каждое новое место работы было лучше предыдущих и дало мне что-то важное для развития. Это к вопросу о страхе «не мое и зря учился».

Сегодня мало кто учится один раз и на всю жизнь: по прогнозам социологов, современный молодой специалист сменит сферу деятельности в среднем от четырех до шести раз за жизнь. Это разные этапы личного и профессионального развития, ни один из них не может быть «зря», каждый чем-то ценен.

симанова.jpg

Ксения Симанова ,
направление «Специальное дефектологическое образование по профилю логопедия»:

«Я очень боюсь выпуска. Не представляю, что делать после того, как закончится учёба. Мне кажется, что все что я умею это учиться. Точнее, как создавать вид учебной деятельности. Я испытываю неописуемый ужас, каждый раз, когда пытаюсь представить себя на рабочем месте педагога»

— А представить нужно. В тревоге содержатся прогноз («впереди нас ждет опасность») и вопрос («что мы будем с этим делать?»). На этот вопрос и надо ответить. Действительно, что делать после того, как закончится учеба? Нужно составить план действий, выработать стратегию. План не должен быть идеальным, он просто должен быть. Если трудно, можно поговорить с теми, кто уже проходил этот путь: родителями, старшими друзьями, почитать интервью и биографии известных людей. Поразмышлять о конкретном рабочем месте: в чем угроза и как к ней подготовиться? Страшно не справиться с детьми — изучаем пособие по общению с учениками и репетируем ситуации перед зеркалом. Страшно не вписаться в коллектив — в интернете есть статьи для помощи молодым специалистам. 

Чувство тревоги предупреждает нас об опасности; чтобы оно угасло, нужно отреагировать на этот сигнал и подготовиться.

симанова.jpg

Ксения Симанова ,
направление «Специальное дефектологическое образование по профилю логопедия»:

«На двух последних практиках я постоянно спрашивала у молодых логопедов- руководителей, как им работалось в первый год. Ответы практически не отличались. Все говорили о том, что у них не было никакого свободного времени, лишь бесконечная подготовка к следующим занятиям. Работа педагога — это огромная ответственность. Нужно иметь несгибаемую волю и железобетонную психику, а я таким даже не то, что не могу похвастать, я полная противоположность этим терминам».

— Значит, вы либо выработаете в себе волю и железобетонную психику и будете работать хорошо, либо не выработаете и будете работать плохо, либо смените работу на более подходящую. Контроль все равно у вас. Иногда работа нам не очень хорошо подходит, но в этом нет ничего ужасного и трагичного. Работу можно сменить, недостающие навыки развить, опыт приобрести.

imgonline-com-ua-Resize-KyNk44cvPxhtKADJ.jpg

Дарья Костылева ,
направление «Журналистика»:

«У меня присутствует страх, связанный с защитой диплома. Боюсь получить оценку, которая ниже моих ожиданий. Но такой страх меня сопровождает все четыре года обучения. Каждую сессию готовилась к зачетам, экзаменам — переживала, не спала ночами и пила успокоительные. Думаю, что перед защитой снова придется понервничать. Хотя это всего лишь временные трудности»

— Как уже говорилось, завышенные требования и ожидания порождают тревогу. Требование «Я всегда и в любой ситуации должна получать только высокие оценки» очевидно нереалистичное, потому и заставляет нервничать: мы требуем от себя то, что не можем гарантировать со 100% вероятностью. Нужно скорректировать его до более адекватного, например: «Я стараюсь хорошо учиться, но если мне поставят плохую оценку, это не конец жизни». А вообще надо посмотреть, чего именно вы боитесь, к каким конкретно последствиям ведет плохая отметка: к отчислению? критике? отвержению? разрушению образа хорошей студентки? — и работать с этим страхом. Как работать? 

Осознать опасность и подготовиться к ней, ответив себе на вопрос «что я буду делать, если это произойдет».

imgonline-com-ua-Resize-TEYqc558uYqV5rz.jpg

Евгений Костин ,
направление «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки»:

«Один из самых ярко выраженных страхов для меня — страх отчисления, так как я уже наступал на эти грабли, и один раз не смог закончить учебу. Сейчас на выпускном курсе я боюсь, что меня могу не допустить до защиты диплома из-за задолженностей, при этом работы сданы, но есть человеческий фактор: вдруг преподаватель не получил мою работу, вдруг он ее не проверит, вдруг ему не понравится»

— Негативный эмоциональный опыт закрепляется и создает новые переживания, это нормально. Но стоит помнить, что это субъективное восприятие, а что происходит на самом деле? Хорошо бы оценить вероятность такого события. Провести исследование: были ли такие прецеденты на факультете? Часто ли подобное происходит в вузе? Если вы считаете, что такое действительно может случиться, то тактика та же: необходимо выработать план действий на случай негативного сценария. 

Если вы знаете, как решить проблему, то это уже не проблема, а задача. Вот и нужно превратить проблему в задачу.

imgonline-com-ua-Resize-bMQ0oqapEC3Xcv.jpg

Мария Гущина ,
направление «Теплоэнергетика и теплотехника»:

«Когда я выпускалась из школы у меня не было страхов, потому что в 11 классе перед тобой есть четкая цель: сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ. После университета становится труднее, потому что у тебя нет четкого осознания, куда пойти работать, также непонятно как именно устроиться на работу, ты не понимаешь, кто из работодателей сейчас в тебе заинтересован, как в специалисте. Самое страшное, что ты не понимаешь стоит ли тебе остаться в Архангельске или уехать в другой город. Также на моем направлении (инженерное) больше ценятся мужские кадры, на практике нам так и говорили, что большинство вакансий — для мужчин».

— Эрих Фромм называл это бегством от свободы: люди боятся неопределенности, поэтому ищут кого-то, кто даст им инструкцию, куда идти и что делать. Готовность принять свободу и неопределенность как ее неотъемлемую составляющую — свойство зрелой личности. На работу можно устроиться посредством сайтов с вакансиями или позвонив в отдел кадров конкретного предприятия. Для выпускника рецепт прост: если нет вариантов, которые нравятся, стоит выбирать наименее противный. Идеального решения все равно нет, у любого выбора будут плюсы и минусы, поэтому ошибку сделать невозможно.


Наверх