МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Как организовать экобизнес в Архангельске: истории трех проектов

Всё больше людей находят баланс между личным комфортом и пользой для планеты. Лидеры на мировом рынке предпочитают быть более экооринтированными, чтобы сохранить лояльность клиента, а товары с этикеткой «экологически чистый» вызывают больший интерес потребителя, чем без нее.


2JsnMn9Gmwz9q0YjmdpgDyOkMUkFbgK2Hrwt8rCjwvJB4eDZovaoXexpS2ltmyb9haYBadlF.jpg

В российском классификаторе видов экономической деятельности нет такого предпринимательства, как экобизнес, следовательно, на законодательном уровне не закреплены нормативы, стандарты, льготы и т. д. И чаще всего деятельность экобизнеса направлена не сколько на заработок, сколько на развитие общественно-значимых проектов. На региональном уровне есть успешные кейсы, когда предприниматель развивает свою идею и экологически просвещает людей.

«Зеленая точка»: первый магазин товаров без упаковки в Архангельске


Проект в ноябре 2019 года запустили три общественницы — Анастасия Трофимова, Наталья Мокеева и Марина Антуфьева. Как гласит миссия «Зеленой точки» — нужно уменьшать количество используемого пластика и упаковки. В магазине продаются товары на развес и разлив: бытовая химия, натуральная косметика, экомешочки, многоразовые прокладки, офисная бумага из вторсырья и еда. Все, что может быть многоразовым, есть на полках «Зеленой точки». Покупатели, как правило, приходят со своими экосумками и тарами, а если нет — их можно приобрести в магазине. 

— Мы начинали с одного деревянного стеллажа, и я очень горжусь тем, как «Зеленая точка» выглядит сейчас. Мы вложись минимально, и всю ту прибыль, которую получали, вкладывали обратно в проект. И за счет этого наращивали ассортимент. Сейчас у нас порядка 780 позиций в базе товаров, хотя начинали мы с 39, — рассказала одна из владелиц Анастасия Трофимова. 

UD282cBLr8Vo1uuMusY-bdQidbk0uvpI62yQ1CcdveFIjK_XPqE4VuvxNHWQPUwqMAqqWOZKUvIGsjXeyDdpR_-3.jpg

Фото из личного архива Анастасии Трофимовой 

На тот момент в городе было мало мест и магазинов, которые бы помогали жить по принципу «ноль отходов». 

— Мы изначально знали, что хотим продавать экотовары. Но проблема в том, что ты купишь такой экотовар, и больше тебе не нужно будет его приобретать, потому что он многоразовый. И мы решили продавать натуральную косметику. Выбирали марки и просто максимально разбирали состав товаров. Мы магазин без упаковки, то есть мы не обращаем внимания на внешний вид продукта, а смотрим только его содержимое. Однако, мы все равно сталкиваемся с проблемой, что люди предпочитают покупать узнаваемую марку, — сообщила Анастасия. 

9BShTqnU0O4bi--LkT0IlwqDfuIuUKO2-CvX3zei4qRHbBfgIshncAbA7_uFIkw2yVa5-tPh.jpg

Фото «ЗЕЛЕНАЯ ТОЧКА» 

Помимо продажи многоразовых товаров и товаров без упаковки, магазин специализируется на социальных проектах — например, сборе вторсырья. Девушки принимают от архангелогордцев пластиковые бутылки, бумагу, гафрокартон, полиэтиленовые пакеты, мелкий металл и т. д. За свой счет они отправляют вторсырье на переработку. Кроме того, в магазине постоянно действует своп-обмен — вы можете взять с полки одежды любую вещь бесплатно, либо принести туда что-то из ненужного в шкафу. Культура взаимообмена вещами дает им вторую жизнь. 

— Мы также работаем с рукодельницами и пытаемся привить людям культуру покупки вещей, которые сделаны своими руками. Но, к сожалению, 80% мастериц приносят работы, которые сложно продать. Скорее всего, потому что они не соответствуют тому уровню эстетики, который сейчас в обществе. И мы думали сделать в этом году курсы по обучению, пригласить дизайнеров, чтобы показать хотя бы как сочетать цвета между собой, — считает Анастасия. 

0BsN3KlX1xX2X8twb_yRdK8lJU6gj5FgSWh0-ZiBcFAkSVvJ8D9ud-B5ERP0cX2wld-kR7uX.jpg

Фото «ЗЕЛЕНАЯ ТОЧКА» 

В ведении экобизнеса есть и другие проблемы. Например, многие производители натуральной косметики ищут точки сбыта и считают, что, придя в магазин, они могут отдать товар на продажу, и на этом их работа заканчивается. По словам Трофимовой, они часто сталкиваются с такими людьми. Брендам следует провести комплексную работу по раскрутке собственного товара. Другая проблема — конкуренция с федералами и недобросовестные поставщики. 

— Есть и такие марки — долго загружают, присылают мокрое мыло, но это издержки малого бизнеса. Интереснее работать с «большими ребятами», потому что ты знаешь, что они не подведут. В магазине мощное коммьюнити, и мы постоянно ощущаем поддержку. Но я понимаю, что наступит день, и мы уйдем. Нас задавят «Вкусвилл», Organic market, OZON, Wildberries, — говорит Анастасия. 

252295644_296324469007580_6760386644506750868_n.jpg

Фото q8.clo 

Селективный секонд-хенд q8.clo, где основа — натуральные ткани

Секонд-хенд — один из самых действенных способов борьбы с текстильными отходами. Ненужная или непроданная вещь больше не выбрасывается, а находит нового хозяина. Мы не производим отходы и не тратим ресурсы, когда приобретаем такую одежду. К идее секонд-хенда пришла молодая пара — Григорий Кулебякин и Светлана Деткова. При этом они решили расширить «экологические горизонты» и выставлять на продажу вещи только из натуральных тканей: хлопка, льна и т. д. По словам молодых людей, такая одежда не загрязняет планету микропластиком, который вымывается при стирке синтетических тканей и через стоки попадает в окружающую среду. 

— Я тратила часы на то, чтобы поискать что-то с Avito. И однажды я решила заказать себе брючки с онлайн-секонда, и эта была очень удачная покупка. И потом мы решили открыть свой секонд-хенд, — рассказала Светлана. 

Реализация идеи не обошлась без трудностей. По словам Григория, они три месяца выбирали поставщика — анализировали стоки, изучали составы тканей и т. д. Как сообщила пара, на российском рынке практически не было сырья, и они решили привозить товары из-за границы. Для того, чтобы им отправили одежду, молодые люди должны были снять офис согласно таможенному закону. Они открыли помещение, отправили все нужные документы поставщику и оформили заказ. 

— Нам отправили с десяток документов для заполнения, начиная от авианакладной и «заканчивая тем, а что у вас за товар». Потом, как оказалось, мы не могли импортировать в Россию брендовые вещи, потому что он обладает товарным знаком. Я стал спорить с нашими партнерами, потому что у них нет знака, они ранее уже были куплены. И все равно нас попросили у каждого бренда попросить право на интеллектуальную собственность, — рассказал Григорий. 

Пара стала писать представителям Lacoste, Ralph Lauren, Adidas и т. д., чтобы запросить официальное разрешение. Кто-то отвечал, кто-то игнорировал. Тем временем на таможне стояла посылка весом 52 кг. Первые пять дней она могла находиться там бесплатно, поэтому Григорию и Светлане надо было за короткое время запросить право на интеллектуальную собственность у 18 брендов. 

— Когда вещи пришли, мы стали их сортировать, отстирывать, отпаривать. Создали команду, в основном из друзей. В первый день открытия мы продали ноль вещей. Мы падали с головой в сайт, очень много потратили на него, и наша ошибка в том, что мы забили на соцсети и публикации. Плохо обращались с деньгами и что-то спускали с рук друзьям в команде, когда они не так выполняли наши задания. Закупили очень много товара, хотя надо было экспериментально заказать по чуть-чуть из разных сегментов, для разных аудиторий, — рассказала Светлана. 

Полноценно молодые люди запустили секонд-хенд в конце ноября 2021 года. Покупатели стали постепенно появляться. Пара стала понимать, как организовать структуру работы, как правильно поставить ценообразование. В соцсетях они публиковали фотографии моделей в одежде, а в постах старались экологически просвещать подписчиков. Сначала у молодых людей работал только интернет-магазин, позже они открылись оффлайн. По словам пары, их фишкой было продавать дешевле, но гораздо качественнее, чем в масс-маркете. На данный момент, проект приостановлен. 

DSC9569.jpg

Фото из архива Натальи Ветюковой 

Tryapochki — забота о планете

Многоразовые прокладки из тканей являются одним из экологических трендов. Гигиенические одноразовые средства изготавливаются из отбеленной целлюлозы, хлопка и пластика. У Натальи Ветюковой появилась идея создать свой экологический проект — шить многоразовые прокладки. 

— Я решилась после экологического форума. Записала несколько историй о своей задумке и получила мощный фидбэк. Решила поехать в свой родной Череповец, купить там машинку и начать что-то делать. Начала с экомешочков, потом приехала в Архангельск и сшила свою первую многоразовую прокладку, — рассказывает Наталья. 

В 2020 году началась пандемия коронавируса. Многих перевели на удаленку, и они стали заказывать в Интернете. По словам Натальи, в апреле появилось много заказов, и она поняла, что не справляется. Ей стала помогать с проектом знакомая Ольга Богданова. Сама Наталья решила больше посвятить себя любимому делу, поняв, что перспектива стать учителем истории в школе ее уже не привлекает, и перевелась на заочное обучение в САФУ. Вместе с Ольгой они арендовали офис и создали мастерскую.

— Идея использования тканевых прокладок вызывает негатив. Мы пытались продвигаться через разные площадки, например, Tik Tok. И мы столкнулись с хейтом, переходом на личности. Решили, что лучше продвигаться через каких-то локальных блогеров, у которых аудитория более к нам близка. Но этот способ раскрутиться гораздо сложнее, — говорит Наталья. 

Импортные ткани, например польский хлопок, подорожали в два раза. Из-за подорожания средств личной гигиены, у проекта начался ажиотаж. Они активно принимают заказы по всей России. 


А что с другим бизнесом? 


Проекты «Зеленая точка», q8.clo и Tryapochki можно назвать экологическим бизнесом, потому что в первую очередь они созданы, чтобы решать экологические проблемы. Есть и бизнес экооринтированный — когда предприниматели извлекают прибыль, к минимуму сводя вред окружающей среде. 

Например, скандинавское кафе «Холмс» продает разнообразную выпечку и напитки в закрытой экологичной одноразовой упаковке. Архангельский ЦБК за десять лет направил на природоохранные решения и внедрение доступных технологий около 15 млрд руб. Компания ежегодно осуществляет мониторинг выбросов парниковых газов, принимает и выполняет добровольные обязательства по их снижению.


Наверх