«Что же стоит за производством одежды?» — лекция Анастасии Приказчиковой об осознанной моде

3 июля на фестивале «Другой» журналистка Анастасия Приказчикова прочла лекцию на тему экологичной моды и опыта северных стран в осознанном потреблении. Рассказываем подробнее.

ZuUgUnRSAY4.jpg

Свой рассказ Анастасия начала с обращения к аудитории: «Кто что подразумевает под осознанным потреблением?»

Из зала раздались ответы:

— хорошо обдумать покупку

— есть меньше мяса

Журналистка сузила тему: «Что в вашем представлении означает быть осознанным потребителем одежды?

Аудитория:

— реализовать то, что ты не носишь

— носить максимально долго

— покупать на вторичном рынке

— покупать одежду с известным циклом производства.

Выслушав ответы, Анастасия уверила, что все эти варианты верные и представила вниманию зрителей вариацию на тему пирамиды Маслоу — иерархию потребностей экологистов — тех, кто стремится к осознанному потреблению.

В её основе — по максимуму пользоваться тем, что уже есть. То есть база экологичной моды — отказ от покупок новых вещей и использование уже собранного гардероба

Второй уровень пирамиды — это аренда. Если человеку необходима вещь на недолгий сроки, например, на значимое мероприятие, экологичнее и выгоднее её арендовать, чем приобретать собственную.

Третий уровень — обмен. Это может быть как обмен с другими людьми, например, с друзьями или знакомыми, так и покупки в секонд-хендах. В 2021 году секонд-хенды больше не ассоциируются с малообеспеченностью, они переживают второе рождение, всё больше появляется авторских магазинов перепродажи. Люди всё охотнее сдают и приобретают там одежду.

Четвертая ступень — это делать одежду самостоятельно. Это не так экологично, как предыдущие варианты, поскольку используется новый материал, но всё еще экологичнее, чем покупать одежду.

Когда все предыдущие ступени не подходят, крайний вариант — покупка вещи. Однако для экологиста важно, чтобы она была куплена в соответствии с его представлениями об осознанном потреблении. Это может быть покупка этичного экологичного бренда или покупка в секонд-хенде, а также покупка качественной вещи, которая прослужит максимально долго.

— Что стоит вообще за производством одежды? — таким вопросом Анастасия начала тему влияния моды на экологию. По данным европейской экономической комиссии ООН, модная индустрия производит 20% сточных вод и 10% выбросов углекислого газа. Ежегодно 400 миллиардов квадратных метров ткани производится в мире, из которых 60 миллиардов выбрасывается как обрезки производства. Мода всегда была и будет существенным игроком на рынке вредных выбросов, но если ничего не изменится, и сегодняшняя бизнес-модель модной индустрии не начнет поменяться, то к 2050 году четверть мирового следа будет приходится на текстильную промышленность.

uFApbj-lAAA.jpg

«В мире нет нехватки материалов, но есть нехватка идей» — Анастасия цитирует Сейю Луккалу — основательницу одного из финских экологичных брендов. Смысл этой фразы в том, что мы постоянно что-то производим, а значит постоянно что-то выбрасываем, при этом не только отходы производства, но и нераспроданные вещи, на которые были затрачен природные ресурсы — но пока, очевидно, не ощущаем недостатка этих ресурсов. Однако идей, как это реализовать, не выбрасывая и не уничтожая действительно не хватает. Принцип многих экологичных дизайнеров, по словам Анастасии, в том, что им не нужны новые материалы, чтобы производить новые вещи. Можно не производить новый полиэстер, не выращивать хлопок, не производить новое сырье, можно использовать пластиковые бутылки или старые вещи, достаточно иметь идею, как это сделать.

Анастасия привела примеры, как эту проблему решают в Северных странах уже сейчас.

1

Бренд Globe hope 

Они могут изготовить платье из старых армейских мешков для стирки вещей. Или блузку из старой матрасной советской ткани. Эту ткань дизайнеры обнаружили в глухой финской деревне, она никогда не использовалась по назначению и оказалось очень прочной. Globe Hope находит то, что могло отправиться на свалку — обрезки кожи с мебельных производств, ковровые покрытия, остающиеся после выставок, остатки армейского текстиля и даже автомобильные подушки безопасности. Кроме этого, бренд старается ничего не окрашивать, по максимуму использовать ту оригинальную вещь, которую они где-то добыли. Самый ходовой продукт бренда — это сумки из ремней безопасности автомобиля.

2

Бренд Pure waste 

Они выпускают вещи из переработанного сырья. Они делают базовые вещи, худи, футболки. Их производство находится в Индии, у них справедливые условия труда, возобновляемая энергия, что также немаловажно учитывать при стремлении к осознанному потреблению.

3

Бренд Lovia 

Он известен тем, что производит аксессуары из обрезков кожи, которые они закупают, как правило, у мебельных фабрик. Самая необычная вещь с их ярлычком — сумка из кожи лосося. Бренд заказывает у исландской компании, которая занимается переработкой пищевых отходов, шкуру лосося, которая когда-то была использована на производстве еды. Кроме этого, Lovia прозрачны в плане ценообразования и оплаты труда: у каждой вещи есть внутри уникальный код, который можно указать на сайте бренда и увидеть из чего складывается цены аксессуара: сколько денег получил дизайнер, сколько потрачено на материал, сколько получил распространитель. Это важно, потому что прозрачность — основа устойчивости.

4

Финская компания Infinted Fiber 

Они занимаются тем, что химическим способом, используя нетоксичные растворители, разделяет смесовые ткани на отдельные волокна и затем их перерабатывает. Примечательно, что используемая технология позволяет не окрашивать ткани и это частично решает проблему загрязнения воды.

Анастасия рассказала также о примечательных проектах в сфере осознанного потребления одежды.

Например, в Финляндии существует аренда одежды. Казалось бы, это не ново и этим никого не удивишь, но дело в том, что там можно взять в аренду не только бальное платье или смокинг, а преимущественно повседневные вещи: джинсы, рубашки, футболки. При этом одежда будет не из масс-маркета, а дизайнерская. Кроме того, удивительна форма работы арендного пункта: он имеет клубную систему. Член этого клуба платит за абонемент и в течение определенного времени может менять одежду. Это не только экологично, но и выгодно, ведь клиент клуба получает возможность поносить дизайнерские вещи гораздо дешевле, чем их полная стоимость и плюс к этому не ломает себе голову, как же от них избавиться.

Wh6LFh6O3e8.jpgК концу встречи вопрос «Какова реальная цена моды» приобретает не только экологический оттенок, ведь все понимают, что дизайнерские вещи (а экологичной модой занимаются пока только дизайнеры) не может себе позволить среднестатистический житель России. Но Анастасия говорит, что и не нужно себе это позволять, главное понять, что осознанное потребление — НЕ равно потребление всего, что она перечислила. Осознанное потребление — это прежде всего не потребление, максимальное использование того, что сейчас уже висит в наших шкафах.

В заключение Анастасия Приказчикова подарили слушателям собственную книгу (которая отпечатана на лицензионной бумаге — это означает, что деревья, затраченные на ее производство уже восстановлены), где более подробно описаны её идеи, опыт Северных стран, а также есть практические советы, как сделать гардероб продуманнее и экологичнее.


Наверх