Зарубежные дизайнеры, архитекторы и художники предпочитают работать сообща. На «Arctic Art Forum» норвежское сообщество индустриальных дизайнеров «NID» представил Бьорн Хеггдал. В «NID» более 200 участников и, как отметил специалист, в больших городах такие сообщества просто необходимы: «Индустриальный дизайн — это, то чем люди пользуются каждый день. Вещи постоянно становятся более сложными в сравнении с тем, что было несколько лет назад. Наша ассоциация рассказывает, почему нужен индустриальный дизайн и как на выходе получить качественный дизайнерский продукт. Мы проводим встречи со всеми: от частных дизайнеров до государственных компаний, сами даем консультации по юридическим вопросам».
Мишель Ренее Видерое из Северонорвежского центра дизайна и архитектуры рассказала о работе организации «NODA», которая включает 180 компаний и 700 участников. Ассоциация работает над развитием дизайна будущего и считается одной из самых крупных площадок для встреч дизайнеров и архитекторов. Часть их работы занимает образовательный консалтинг и индивидуальное консультирование.
Представитель норвежского общества графических дизайнеров «GRAFILL» Тур Оге Воррен рассказал, что их основная цель — это поддержание высокого качества иллюстраций на территории Норвегии. «GRAFILL» — это национальная организация, функционирующая на территории Осло и всей Норвегии. Всего в организации 800 участников. Основной офис компании находится в Осло, но поскольку региональным группам тяжело добираться, работа ведется онлайн, через прямые трансляции. Участникам оказывается юридическая и материальная помощь для воплощения проектов. Возможно даже получить особую стипендию от «GRAFILL», написав свой проект.
После того, как участники познакомились с опытом зарубежных коллег, они попытались применить его к Архангельску. Оказалось, что творческие люди не видят цели объединяться.
«У нас спрашивали: „Зачем нужен дизайн? Куда важнее развивать экономику! Зачем говорить о прекрасном?“. Но наш форум не о прекрасном, он о решении конкретных проблем. Опыт соседних стран полезен, но нам пора показывать наше собственное наследие», — прокомментировала куратор «Arctic Art Forum» Екатерина Шарова.
После перерыва участникам форума предлагалось затронуть новую тему — «Устойчивое развитие в Арктике». В этой секции выступила искусствовед Наталья Шулакова. Тема ее выступления была связана со строительством Привокзального района — одного из крупнейших районов Архангельска.
Наталья Шулакова,
искусствовед, директор музея САФУ:
«Редко кто из горожан задумывается о том, что это сложнейший проект, построенный на болоте глубиной 3–7 метров. Технические решения, разработанные для него на строительных кафедрах АЛТИ, позднее использовались в Мурманской области, Карелии, Перми и на других объектах СССР, проектируемых в сложных почвенных условиях. Доктор технических наук, профессор АЛТИ Николай Коваленко обосновал возможность строительства на торфе методом пригрузки (песка), что позволило существенно сократить сроки строительства района и дало огромный экономический эффект. Эти технологии вошли в нормы и технические правила, утвержденные Госстроем СССР. Благодаря методу Коваленко только при строительстве Кольской АЭС и Северодвинской ТЭЦ был получен экономический эффект более 500 тысяч рублей. В перерасчете на наши дни это примерно 110 миллионов рублей».
Одной из основных частей форума стала дискуссия «Архангельск — город с утраченными смыслами или разбуженным потенциалом?». Как утверждают специалисты, ассоциирование Архангельска «с треской и тоской» давно должно быть в прошлом, но развеять стереотип смогут только молодые горожане. Городу нужен единый понятный образ. Пространство должно располагать жить и работать в Архангельске, но главной ценностью должны оставаться люди.
Татьяна Лефман,
культуролог, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения САФУ:
«На форуме я модератор дискуссии „Архангельск — город с утраченными смыслами или разбуженным потенциалом?“. Это площадка для взаимодействия заинтересованных в развитии города профессиональных сообществ и простых горожан. Название может показаться немного пафосным, но это актуальная тема для дискуссии. Даже если мы будем считать, что потенциал у города есть, нам важно понимать, каким образом его развивать. Необходимо определить, есть ли уникальный стиль у города и что мешает его созданию. Форум и дискуссия должны стать площадкой для определения механизмов взаимодействия творческого сообщества, бизнеса, власти. В городе живет огромное количество талантливых людей, но, к сожалению, они не так активно включаются в сообщества по сравнению с норвежскими коллегами, конструктивный опыт которых мы можем перенимать. Все действуют в разных направлениях. Я считаю, что определив четкие механизмы взаимодействия, мы сможем вместе начать создавать образ будущего Архангельска».
Меня порадовало, что одной из ключевых тем форума стала архитектура. Именно ее понимания больше всего не хватает Архангельску. Местные жители, выезжая в другие регионы, восхищаются величественными зданиями, а когда возвращаются обратно, даже не замечают нашей уникальности. Архитектурные объекты города остаются недооцененными. В целом, на мой взгляд, они не раскручены, не популяризированы как в местном, так и в российском масштабе. Да, знают Соловецкие острова и Малые Корелы, но больше — ничего.
Новодвинская крепость — уникальное сооружение, прообраз Петропавловской крепости в Петербурге — редко кто посещает ее, и она постепенно разрушается. Деревянного 13-этажного небоскреба, построенного в Соломбале в 1990-е, даже не было в путеводителях, а теперь его нет и в натуре.
Архитектура в городе — самая актуальная отрасль, в которую нужно инвестировать время, средства, общественное и профессиональное внимание.