МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Фотосессия в лесу: в фокусе дерево

Раз иголка, два иголка — будет елочка. Примерно по такой схеме определяется состав деревьев на лесном участке. Специалист-таксатор считает деревья вдоль своего маршрута. Но в XXI веке на помощь приходят геоинформационные системы и беспилотники. О том, как узнать количество деревьев в лесу, не беспокоиться о сохранности линий электропередач и оперативно отреагировать на взлом банкомата, мы поговорили с директором архангельской компании «Интерлайн» Андреем Дрюпиным.

Фотосессия в лесу: в фокусе дерево

— Как вам пришла идея использовать беспилотники для мониторинга лесов?

Андрей Дрюпин

Андрей Дрюпин,
директор архангельской компании «Интерлайн»

— Мы начали работать в этом направлении в 2014 году. Проводили аналитику, много раз встречались с руководителями предприятий, специализирующихся на лесе. Нашей задачей тогда было выявить проблему. Даже не так: просто ответить на вопрос есть ли она вообще? Делать систему ради системы бессмысленно. Современные технологии должны решать то, что невозможно только при помощи человеческих ресурсов. Мы начали с обработки космических снимков, а через год уже приобрели первый самолет и приступили к испытаниям.

— Какую проблему вы выявили в процессе анализа?

— Проблем здесь достаточно много. Во-первых, человеческий фактор. Он работает при каждом выходе в лес. Условно, растет сосна, а человек пишет «елка» — устал уже. Ему нужно пройти несколько десятков километров, замеряя каждое дерево слева и справа. Маршрут, которым он идет, тоже получается не всегда оптимальным. Здесь он наткнется на болото, там на речку –— все это нужно обходить. Не хватает точности, высокая погрешность, а предприятиям важно обладать полной информацией о составе и количестве деревьев. От этого зависит, что можно сделать с лесом: отправить его на щепу или на доску для продажи за рубежом, например. Во-вторых, элементарная нехватка специалистов, способных качественно обследовать леса. И объем, который таксатор за полевой сезон может охватить, маленький.

4.jpg

— Использование беспилотников — ответ всем этим вызовам?

— Благодаря беспилотным аппаратам мы предоставляем «подеревный» учет. Сколько росло, было срублено, вывезено. Наша информация позволяет щелкнуть на дерево и узнать все о нем, включая то, как оно выглядит. Это сильно помогает контролировать «черные» вырубки. Обычно беспилотник используется в двух случаях: когда предприятие только-только хочет зайти на участок для выполнения работ и для мониторинга вырубки, чтобы отследить, насколько работы выполнены качественно.

— Чтобы получить всю информацию, наверное, недостаточно просто сфотографировать дерево с беспилотника. Как проходит процесс?

— Мы делим участок, о котором мы должны получить информацию, на полосы. Если объяснять просто, то самолет летает «змейкой». В таком случае дерево попадает в объектив. Получаем снимок дерева и начинаем анализировать его. Качество съемки настолько высокое, что можно рассмотреть его вплоть до ветки. Определив породу дерева, его диаметр и высоту по снимку, мы высчитываем запас — объем древесины. Это уже чистая математика, ей занимается отдельный математический процессор. В результате нашим клиентам мы выдаем, условно, что на участке N растет 20 берез, 4 осины и 12 сосен, и даем информацию о запасе каждой породы.

3.jpg

— Звучит достаточно дорого. Мониторинг лесов беспилотными аппаратами дешевле, нежели людьми?

— На самом деле цена на один гектар таким способом в два-три раза дешевле, чем если бы ходил человек. Мы просто увеличиваем площадь обследуемого места и точность.

— Как выглядит беспилотник? Как происходит его запуск?

— Что такое самолет? Это просто инструмент навесного оборудования, которое и представляет ценность. У нашего беспилотника размах крыла три с половиной метра. Чем он больше, тем мощнее двигатель можно поставить на летательный аппарат. Мощный двигатель — длительный полет. Первый беспилотник у нас летал три часа, сейчас будем закупать на четыре-шесть часов. Они же постоянно улучшаются. С течением времени участки для мониторинга все отдаляются и отдаляются от дорог. Более или менее доступный лес уже вырублен. Поэтому нам нужны беспилотники мощнее, чем те, что у нас есть сейчас. Для запуска мы приезжаем на местность, находим полянку и запускаем оттуда.

1.jpg

— Вы никогда не боялись потерять беспилотник? К примеру, он улетит в неправильное место или столкнется с чем-нибудь по пути.

— Конечно, боялись. Но у беспилотника есть GPS навигатор, так что мы в любом случае узнаем, в каком квадрате он находится. Техника есть техника. Самое первое испытание аппарата, как раз для того, чтобы научиться им управлять, проводится на полигоне производителя. Там же проходишь двухнедельное обучение, и тебе выдают корочки летчика, без которых летать нельзя.

— Вы сказали, что начинали с анализа космических снимков, и только затем перешли на беспилотные системы. С чем это связано?

— С дороговизной. Спутники сейчас все иностранные, а с падением курса рубля закупка снимков стала неприемлемой. Цена зависела еще от того, черно-белый снимок или цветной, мультиспектральный. Для наших работ по определению состава нужны были вторые. Мы брали пиксель со снимка и раскладывали его цветовую гамму по спектрам. В зависимости от значений, определяли, что там может расти. Мы настраивали систему таким образом, чтобы можно было определить примерный состав и примерный запас.

— Вы используете беспилотники только для мониторинга или у вас есть и другие проекты?

— Мы занимаемся и проектированием лесных дорог. С помощью беспилотника легко восстановить рельеф: увидеть речки, болота, озера. А значит, мы можем «проложить» дорогу до нужного участка так, чтобы она не была «золотой», и дать информацию о цене куба на конкретном участке. У нас еще есть проект на перспективу, второй по значимости, — мониторинг воздушных линий электропередач. У энергокомпаний, которые их обсуживают, часто возникают проблемы с обслуживанием в труднодоступных местах. Если идет линия электропередач, то на определенном расстоянии слева и справа не должны расти деревья, так как они могут упасть на линии при сильном ветре и повредить их. Мониторинг позволит определять, несет ли дерево угрозу.

2.jpg

— В интернете упоминается другой ваш проект — «Безопасный город», где беспилотники используются для охраны правопорядка. Это наше ближайшее будущее?

— Этот проект пока из серии фантастики. Но тем не менее. Была идея расположить в черте города несколько взлетных точек для квадрокоптеров. Их преимущество перед беспилотными самолетами в том, что их можно запускать в автоматическом режиме. Кнопку может нажать любой человек в мониторинговом центре. Где-то произошла кража, взломали банкомат. Сегодня развиваются системы, способные определить «опасную езду». Можно выделить из общего потока машину, которая отличается от остальных: едет слишком быстро, виляет из стороны в сторону. Явно что-то не так либо с машиной, либо с водителем. Или выбивается человек из толпы: бежит дворами, неравномерно двигается, прячется за гаражами. Быть может он и просто так бежит, спортсмен или опаздывает куда-нибудь. Но «подержать его под наблюдением» лишний раз не помешает. Есть задачи и более практические: охрана правопорядка при массовом скоплении людей. Здесь много вопросов по реализации, в этом основная проблема. В коммерческом секторе потребности очевидны, что гораздо проще для нас.

— Какая у вас цель на ближайшее будущее?

— Мы хотим выйти на другие регионы. Но для этого еще предстоит пройти нелегкий путь.

— Берете ли вы на практику студентов? Если да, то почему?

— У нас в компании проходит практику большое количество студентов. Некоторые из них приходят на втором-третьем курсе и мы доводим их до диплома, причем обязательно проектного. Важно, что студенты занимаются реальной практической задачей: в университетах сегодня слишком много теории, практика же уходит на задний план. А работа на предприятии предполагает конкретные действия. У компании большая потребность в написании все новых и новых приложений. Сразу увеличить штат мы не можем, зато с удовольствием берем на фриланс отличившихся на практике студентов.

Наверх