МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Церковь и Россия. История отношений

Церковно-государственные отношения — одна из острейших тем, не раз осмысливаемая деятелями искусства. На «нелекции» вопрос, так громко обсуждаемый после премьеры фильма Звягинцева «Левиафан», с научной точки зрения разобрал кандидат исторических наук, доцент САФУ Илья Фёдорович Верещагин.

titul_photo_nelectsii.jpg Автор фото: Полина Нечаева

В школьной программе по истории мы изучали разные события, так или иначе связанные с церковью и религией: Крещение Руси, крестовые походы, церковный раскол и многие другие. На протяжении веков шли споры о необходимости церкви, её влиянии на государство, либо влияния государства на церковь.

Согласно исследованию службы «Среда», 13% опрошенных не верят в Бога, 42% исповедуют православие и состоят в РПЦ, а 7% исповедует православие, но к православной церкви себя не относит. В чём лежат истоки такого положения? AV публикует выдержки из «нелекции» Ильи Верещагина.

middle_5.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

1. Наша ли это религия ─ православие?

− Существует интересная легенда о выборе религии. Когда князь Владимир решил обратиться к одной из мировых религий, к нему пришли послы из разных стран, рассказали о своих вероучениях. Князь, якобы, отказывал всем подряд, пока к нему не пришли его послы и не поведали ему о посещении христианского богослужения в соборе в Константинополе.

Как всем известно, на Руси в 988 году было принято христианство. Хотя сейчас правильнее говорить, христианство тогда было принято дружиной князя, а не всей Русью. Спустя девятьсот лет, Чаадаев замечает, что именно из-за того, что когда-то мы приняли православие, а не католичество, Россия пошла по пути изгоя, осколка от Европы. Если бы мы выбрали католичество, то были бы частью европейского сообщества. Идея, что мы просто не туда шагнули, зачастую прельщает современных западников и либералов.

2. Ни конь без узды, ни богатство без ума

В XV-XVI вв. на Руси возник серьёзный спор между двумя представителями церкви. Иосифляне, или стяжатели, хотели сделать церковь сильной, экономически независимой. Нестяжатели же отказывались от церковных налогов, ссылаясь на слова Иисуса Христа: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Этот спор был показателен для трона и государственной власти. По идее, кого должно было выбрать государство? Нестяжателей. Забрать все богатства церкви и богатеть себе дальше. Однако государь Московский даёт церкви возможность богатеть. Взамен, она должна освящать власть Государя и не противиться его власти. В итоге побеждают иосифляне, а церковь становится очень сильной.

middle_1.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

3. Церковь в СССР была!

Советское государство не хотело видеть церковь вообще. Оно всячески пыталось её искоренить, используя общественные порицания, а затем репрессии. У СССР это почти получилось. Такая политика могла привести к полному уничтожению церкви в России, если бы не Великая Отечественная война. В 1941 года стало понятно, что наша страна находится на пороге войны, с которой без помощи церкви не справиться. Церковь была готова помочь светской и даже антиклерикальной власти, благословляя её на войну, потому что война была направлена не против коммунизма, а против нашего народа.

Многие забывают, что церковь собирала деньги на создание танков и самолётов. Некоторая техника была построена исключительно на её сборы.

Взамен церковь получила право избрания патриарха, развиваться на освобождённых территориях, сохранять богослужения в определённых храмах. Казалось бы, всё будет нормально. Нет.

В конце 70-х снова были попытки закрыть церковь, поскольку считалось, что близок коммунизм, а там церковь точно будет не нужна. Однако у Хрущёва тоже не получилось избавиться от церкви. В целом, положение церкви в конце Советского Союза — особое. Откуда взялась вся эта иерархия? Почему людям позволялось становиться монахами? У многих антиклерикалов возникает сомнение: а часом, не подстава ли это? А вдруг, эти священники на самом деле КГБшники? В реальности это всего лишь домыслы.

4. Современная церковь де-факто

Если происходит что-то важное, например, спуск на воду подводной лодки, мы всегда встретим представителя православной церкви на таком событии, потому что это вероисповедание распространено среди большего населения в стране. Обращаясь к закону 1997г. «О свободе совести», мы увидим, что там чётко написано: ни в коем случае органы исполнительной власти не должны сопровождать свои действия церковными обрядами. Как быть с тем, что при спуске лодки на воду, её надо обязательно освятить? Либо это несоответствие реалии закону, либо закона реалии.

middle_4.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

5. Судьба Соловецких островов

Соловецкий монастырь является центром государственного и церковного внимания. Церковь считает необходимым восстановить монастырь в том величии, в котором он был в начале XX в. Может ли церковь реально не только населить эти территории, но и содержать их? В начале XXI века в Соловецком монастыре насчитывалось 60 насельников (монахов и послушников), которые явно не смогут обеспечить сохранность монастыря.

В то время наместником монастыря был архимандрит Иосиф, который очень грамотно работал с директором музея. Тщательно соблюдалось различие светской и церковной властей. Сейчас архимандрит является одновременно и директором музея-заповедника.

Местные жители бьют тревогу: куда им идти? Правительство успокаивает их, заверяя, что всё будет хорошо. Например, в Валаамском монастыре не всё было хорошо. Местные жители поставлены перед фактом: либо ты трудишься на благо монастыря, либо уезжаешь на большую землю. «Не будет ли здесь так же?» — главный вопрос жителей Соловецких островов.

Прямая речь

pryamaya-rech.jpg
Илья Фёдорович Верещагин,
Кандидат исторических наук, доцент:

«Я с детства интересовался событиями отечественной и мировой истории. В связи с этим проблема государственно-церковных отношений в истории России всегда была в поле моего зрения. Во время обучения в аспирантуре, благодаря моему научному руководителю профессору А.Н. Зашихину, я выбрал для исследования тему в рамках церковной истории. Защитил кандидатскую диссертацию о епархиальной периодической печати в истории Европейского Севера конца XIX — начале XX вв.

Изучая историю, невозможно не задумываться о современности, невозможно не проводить определенных аналогий. Поэтому сейчас тема моих научных изысканий — это государственно-церковные отношения как в России, так и в области.

Когда ко мне обратились организаторы „Нелекций“, я выбрал эту тему для разговора, потому что она мне наиболее интересна. Хотя у меня было сомнение, что это будет интересно слушателям. Пришло около 30 человек, половина моих студентов (нынешних и бывших) — было приятно их увидеть. Опасался, что подобная тема может вызвать агрессивные споры противостоящих сторон (фанатиков и антиклерикалов). Но всё прошло мирно».

Наверх