МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

За кулисами: интервью про интервью с творческими людьми

Как выстроить драматургию интервью с творческим человеком, каких вопросов избегать и как вести себя журналисту рассказывает Ольга Истомина.

— В силу вашей профессиональной деятельности Вы регулярно общаетесь с творческими личностями. По вашему мнению, творческий человек — какой он?

— Творческая личность — это очень сложный человек. Вообще, любой человек сложен, но творческий — более эмоционален. Он ярче и острее реагирует на какие-либо события из своей жизни, на ситуации межличностного общения. Именно в этом состоят основные сложности, к которым нужно быть готовым. К творческому человеку можно отнести и того, кто профессионально занимается искусством: актеры, музыканты, художники, и того, кто уделяет большое внимание творчеству в своей жизни, даже если это просто хобби.

— Творческая личность обладает особым складом ума. Как ее психоэмоциональные и коммуникативные особенности могут проявляться в ходе портретного интервью?

— Творческие люди любят говорить о самих себе, своих поисках и открытиях, переживаниях. Каждую ситуацию они рассматривают через призму собственного восприятия. Разговор пойдет лучше, если вы ознакомитесь с творчеством своего собеседника. Говоря о драматургии интервью, важно сначала продемонстрировать заинтересованность в этом человеке и его творчестве, показать, что вы знакомы с его работами. Поэтому нужно тщательно готовиться к интервью. Так вы всегда сможете поддержать диалог. Можно поделиться своими впечатлениями о какой-либо работе собеседника, необязательно о премьере. Творческий человек всегда лучше идет на контакт, если понимает, что в нем заинтересованы. Также творческий человек привык выражать себя опосредованно: поэт — через лирического героя, художник — через цвета и сочетания красок, актер — через своего персонажа и так далее. Поэтому сложно раскрыть саму творческую личность, ее сущность.

— О чем еще можно поговорить с творческим человеком в начале интервью, в качестве отвлеченного разговора?

— Это очень индивидуально. Нужно изучить интервью с этим человеком, желательно все. Это поможет понять, что интересует человека, о чем ему приятно говорить. Например, вы узнали, что актер увлекается компьютерными играми — поговорите об этом. Он раскрепостится и будет готов к дальнейшему более серьезному разговору. Кроме того, говоря о хобби человека, можно раскрыть его личность. Можно говорить и о любимых животных, о членах семьи — главное, не переступать грань, соблюдать этические нормы. Тут важно почувствовать человека. Можно попробовать разные темы и проследить, на какие из них будет наиболее яркая реакция.

интервью в рамках проекта "Школа театрального критика" Архангельского отделения СТД, автор фото - Роман Филковский
интервью в рамках проекта "Школа театрального критика" Архангельского отделения СТД, автор фото - Роман Филковский 

— Как можно расположить к себе творческого человека в преамбуле разговора?

— Очень важно наблюдать за эмоциональной реакцией человека. Если вы видите, что человек закрылся и не готов размышлять на глобальные или личные темы, стоит их отложить. В процессе разговора нужно быть мобильным, менять порядок вопросов, исходя из обстоятельств. Важно уметь слушать и слышать, и, как следствие, реагировать на то, что человек вам говорит, подхватывать темы, поддерживать разговор. Если вы планируете интервью с человеком театра, нужно изучить информацию не только о спектаклях, в которых участвует лично он, но и постараться создать контекст хотя бы на уровне театральной жизни города или страны в целом. Понятно, что это не сделать за один день, но это журналисту необходимо быть в контексте происходящего в той сфере творческой деятельности, с представителем которой он общается. Это и есть главная стратегия. Кроме того, человека можно раскрыть через его суждения о чем-либо — поэтому важно постоянно развивать свой кругозор, быть в курсе новостей. Еще следует избегать вопросов-штампов: «Как вы пришли в эту сферу творчества?», «Какая у вас была самая первая роль/произведение?». Их можно задавать, но чтобы не все интервью состояло из них.

— На мой взгляд, творческие люди часто отходят от темы заданного вопроса. Как уместно перебить, не обидев собеседника, и добиться конкретного ответа на конкретный нетривиальный вопрос?

— Это сложно и, наверное, нарабатывается с опытом. В ходе беседы нужно поймать момент, когда можно перебить. Например, когда человек делает паузу. С другой стороны, если вы располагаете временем, перебивать не всегда нужно — человек может рассказать что-то интересное. Здесь нужно выбирать: или получить ответ на вопрос, который вам нужен, или дослушать и поймать шанс получить уникальную информацию. Можно дослушать, если не был получен ответ на поставленный вопрос, и вернуться к заданной теме чуть позже: «Давайте все же вернемся к …». Существует хороший способ: если вы не получили ответ на интересующий вас вопрос, задайте его позже, но в другой формулировке.

— Возвращаясь к теме «подбора ключа» к собеседнику: как Вы считаете, какова роль комплиментов и положительных оценочных высказываний в адрес собеседника-творческой личности?

— Это хороший прием, но это должно быть сказано искренне. Даже если вы не являетесь большим поклонником творчества интервьюируемого, нужно найти что-то такое, что вы искренне сможете похвалить, во что человек поверит. Не нужно обманывать героя — творческие люди очень наблюдательны и проницательны, они почувствуют лесть, тогда разговор получится натянутым и напряженным. 


— Почему вопросы о творческих планах для творческих людей считаются моветоном?

— Во-первых, потому что это банальный вопрос, а во-вторых, возможно, это связано с некоторыми суевериями. Творческие люди редко делятся своими идеями, обычно только в узком кругу знают, какой будет следующая работа, какие есть замыслы у художника или режиссера. Можно об этом поинтересоваться, но переформулировав, заменить «планы» «мечтой». Лучше спросить о том, какие темы волнуют героя, о каких проблемах или явлениях жизни он в последнее время задумывается и почему это для него важно.

— Может быть, это еще связано с боязнью конкуренции, что какую-то идею «перехватят»?

— Это тоже имеет место, но бывает такое, что по одному и тому же произведению вдруг начинают работать разные люди. В творческих кругах шутят, что идеи передаются воздушно-капельным путем.

— Насколько важно расположение в пространстве интервьюируемого и интервьюера?

— С творческим человеком вообще лучше делать интервью в той обстановке, в которой ему удобно, где он привык находиться. Это может и обогатить ваш материал. Если вы берете интервью у художника, интересно попасть в его мастерскую. Тогда, скорее всего, он даже покажет вам свои работы. С одной стороны, ваш собеседник сможет занять комфортную позицию. С другой стороны, такая локация позволит вам задать интересные вопросы. Интервью может и проходить в кафе, что часто бывает. Если это любимое место героя интервью, данная локация позволит создать непринужденную неформальную атмосферу, даже если вы будете сидеть напротив друг друга за столом, как бы в оппозиции.

— Уместны ли гипотетические вопросы в портретном интервью с творческой личностью? (Если бы… то вы бы…?).

— Да, такие вопросы, на мой взгляд, вполне уместны, так как могут помочь раскрыть личность интервьюируемого и показать человека с нестандартного ракурса.


— Стоит ли журналисту выбирать амплуа, ролевую функцию, в разговоре с творческой личностью? Или лучше оставаться естественным?

— Это зависит и от особенностей характера человека, с которым общаешься, и от индивидуальности журналиста, и от того, какая цель стоит перед журналистом. Для искренней беседы, через которую хочется наиболее полно раскрыть человека, больше подойдет естественное поведение, без какой-либо «маски» или роли. Но в любом случае надо стараться быть эмпатичным собеседником, не просто получать информацию, но и стараться переживать вместе с собеседником события и эмоции, которыми он делится.

— Кто, по вашему мнению, из современных журналистов (и региональных, и российских, и зарубежных) блестяще проводит портретные интервью с творческими личностями?

— Сергей Николаевич, главный редактор журнала «Сноб», театральный критик. Автор передачи «Культурный обмен» на ОТР.

Николай Солодников, интервью на ютуб-канале «ЕЩЕ НЕ ПОЗНЕР». Это, пожалуй, пример такого эмпатичного интервьюера, порой, возможно и излишне. Также можно наблюдать, как он умеет восхититься своим собеседником, тоже можно обсуждать, насколько это уместно или нет; но разговоры с творческими личностями у него в любом случае получаются содержательными, наполненными, эмоциональными.

Борис Берман и Ильдар Жандарев, «На ночь глядя». Хороший пример беседы с творческими личностями в рамках концепции передачи.

Дарья Златопольская, «Белая студия» на телеканале «Культура». Исходя из концепции передачи, разговор с творческими людьми строится на обсуждении произведений, которые впечатлили ее героев (книги, фильмы, спектакли), и это хороший способ узнать больше о человеке, вариант портретного интервью. Выстраивает диалог на основе обмена впечатлениями, полноценно участвует в беседе с интервьюируемым.

Если говорить об интервью для печатных СМИ, то назвала бы Марину Дмитревскую (главный редактор «Петербургского театрального журнала»), Катерину Гордееву (портретные интервью собраны в книге «Человек раздетый»).

P. S.
На дисциплине «Профессионально-творческий практикум» студенты-журналисты 3 курса под руководством Ольги Истоминой готовили проект, посвященный общению с творческими личностями. Студенты искали героев, которые в жизни совмещают свою профессию с творчеством и делали материалы в разных жанрах — от интервью и зарисовки до портретного видеосюжета.

Наверх