МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Идеи выходят на улицу

Мы уже писали о форуме «2B SUSTAINABLE», на котором неравнодушные горожане обсуждали судьбу Архангельска. Как живется искусству в местном городском пространстве, говорили на финальной дискуссии «Как рассказать о паблик-арте работнику ЖКХ».

Идеи выходят на улицу

Трансформаторную будку в Сквере Ветеранов в Северодвинске выкрасили в темно-розовый цвет. Казалось бы, что здесь необычного? Однако этот случай стал поводом для обсуждения на форуме. Дело в том, что ранее художник Александр Менухов сделал роспись по мотивам сказок Степана Писахова на той самой будке.

Сам Александр отнесся к действиям администрации достаточно спокойно. По этому поводу художник говорил мало, хотя, казалось бы, должен возмущаться больше всех.

Идеи выходят на улицу

В дискуссии приняли участие люди, заинтересованные во внешнем облике Архангельска. Среди них главный художник города Михаил Трещев, искусствовед Ульяна Тюпышева и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Валерия Зиновьева. В рядах слушателей оказался координатор проекта «Мой Северодвинск» Олег Попов. Он объяснил ситуацию с росписью Александра Менухова. По его словам, пострадавшая будка просто попала в план по ремонту городских сооружений, а от стрит-арта никто избавляться не хотел.

«Самодурство! Лицемерие со стороны администрации!», — комментируют присутствующие в зале.

Идеи выходят на улицу

Художники, которые создали знаменитую «бабушку» на фасаде музея ИЗО, тоже столкнулись с проблемами. На выпады со стороны некоторых жильцов дома они отреагировали просто: выкрасили двери подъездов белой краской. Вы хотели улучшения условий — получите!

Идеи выходят на улицу

Как приобщить работника ЖКХ к уличному искусству в ходе дискуссии так и не выяснили. И вообще пришли к выводу, что коммунальщики просто выполняют свою работу. Последнее слово остается за собственниками — они решают, что и где будет нарисовано. Даже администрация не может дать добро художнику без согласования с владельцем сооружения.

Ульяна Тюпышева

Ульяна Тюпышева,
искусствовед и уличный художник:

«Мне не приходилось сталкиваться с работниками ЖКХ. Пока наши работы не закрашивали. И, я надеюсь, не закрасят. Объяснять, что такое стрит-арт нужно не управляющим компаниям, а людям, которые живут в городе. Это очень сложный вопрос, на самом деле, потому что люди из ЖКХ не особо активные. Не вижу смысла им что-то рассказывать, можно получить контратаку. Лучше сделать работу, несмотря на какие-то предубеждения. Так было с нашей „бабушкой“. Сначала нас вызывали в полицию, советовали заняться чем-то полезным. Демонтировать дом, например. А в итоге мы получили много хвалебных отзывов. Недовольные все равно будут, нет смысла объяснять каждому, что красиво, а что нет».

Того же мнения придерживается Александр Менухов. «Люди разные, — говорит Александр. — Для кого-то разрисованная стена — это красиво, а кто-то предпочитает чисто белые дома». Однако главный специалист отдела по делам молодежи Яна Муштина заявила, что художники всегда могут предложить администрации собственный проект.

Идеи выходят на улицу

В финале дискуссии речь зашла о вандалах — тех ребятах, которые пишут нелитературные слова на стенах, в том числе и поверх работ художников. Психология таких людей осталась загадкой для присутствующих. В зале предположили, что это связано с воздействием работы на зрителя, раз это вызывает подобную агрессию. В этом ведь и есть смысл стрит-арта: донести конкретную идею до прохожих. А кто и как ее принимает — дело вкуса и воспитания.

Прямая речь

Екатерина Шарова
Екатерина Шарова,
организатор дискуссии

Во многих городах России успешно реализуются проекты по развитию искусства в общественном пространстве. У него множество функций — это и гордость местных жителей, и повышение фактора удовлетворенности городом, и привлечение туристов, и сохранение местной культуры. Эта дискуссия не была первой, тему обсуждали на фестивале «Птица Баренц» в ноябре 2015 года и на выставке «Прекрасное далеко» в июне 2016 года. Но именно на этой дискуссии в музее ИЗО впервые встретились и рассказали о своих проектах, вызовах и интересах молодые профессионалы и представители городской администрации.

Чтобы сделать что-то действительно важное, консолидация профессионального сообщества просто необходима. Сейчас рано что-то конкретное говорить, но все участники выразили желание сотрудничать. Будем надеяться на то, что эта встреча, а также форум вообще (который я нахожу весьма успешным) сыграет роль в дальнейшей судьбе развития искусства в городском пространстве в Архангельске и Северодвинске.


Наверх