МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Автор:
Яна Рубина

«Курск» — живая боль

2015 год — это пятнадцатая годовщина катастрофы на атомной подводной лодке «Курск», которая в августе 2000 года унесла жизни 118 моряков. Пять лет назад молодёжный театр Виктора Панова поставил на большой сцене Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова спектакль с одноимённым названием. Над созданием спектакля трудился большой коллектив художников, хореографов и постановщиков. Результат — спектакль, после которого невозможно выйти без слёз даже самому сдержанному человеку.

Курск – живая боль Автор фото: Анастасия Онучина

Особая ответственность

Подхожу к крыльцу драматического театра и поражаюсь, как много людей толпится, причём самых разных возрастов. Встречаю коллег, знакомых преподавателей САФУ, студентов... Складывается ощущение, что сегодня сюда пришла, как минимум, половина города. Кроме того, за несколько дней до спектакля прошёл отдельный показ для школьников. Это значит, что сейчас в драмтеатре собралась лишь взрослая аудитория, но свободных мест всё равно почти нет. Билеты на «Курск», несмотря на кризис, раскупаются на «ура».

Действо спектакля не ограничивалось только сценой, актёры неоднократно ходили между рядами и обращались напрямую к зрителям
Особая ответственность
Автор фото: Анастасия Онучина

Очень сильно задевает необычное начало действа. Виктор Петрович Панов в обращении к зрителям заранее предупреждает: всё происходящее на сцене сложно назвать спектаклем, скорее, это набор фактов, следующих друг за другом. Действительно, нам показывают хронологию событий, произошедших в день катастрофы и последующую спасательную операцию с разных ракурсов: что происходит в военном штабе, как работают спасатели, как переживают жёны и матери тех, кто заперт в подлодке. «Курск» — это такая театральная публицистика. Режиссёр, словно журналист, постепенно раскрывает зрителю карты страшной трагедии: бессилие чиновников, показной поиск виновных, надежду жён и матерей, отчаяние жертв. Перед стартом спектакля каждый из актёров произносит своё имя и фамилию и того, кого он сегодня будет играть. Таким образом, каждый из них, казалось, осознаёт весь груз ответственности перед погибшими, их родными и всеми зрителями. И вместе с тем актёр сразу даёт понять, что он всего лишь рассказывает историю реального человека, художественно воплощая его образ.

Страх и боль в глазах матерей и жён моряков «Курска» сложно передать словами
IMG_5426.jpg
Автор фото: Анастасия Онучина

Жалюзи иллюзий

Декораций почти нет. Театр Панова как у себя в «особняке», так и на других площадках зачастую отходит от канонов классической сценографии: здесь зритель не увидит, например, сконструированный отсек подлодки. Ничего реального, на сцене правит метафора.

С одной стороны, занятно разглядывать мудреные декорации, но с другой — они лишают зрителя, наверное, самой яркой и насыщенной декорации в мире — его воображения.

Театр Панова пытается найти новый художественный язык и оригинальные сценические решения, и это у него получается. Перед началом спектакля, сидя в кресле зрительного зала, ты видишь перед собой только большие, занимающие всю сцену, жалюзи. Зачем они — можно лишь догадываться. Однако увиденное всё же превзойдёт любые ожидания. Жалюзи служат и огромным экраном, на котором воспроизводятся реальные исторические кадры, и «стеной» между двумя мирами — подводным, ребятами, запертыми глубоко под водой, и остальным миром— надводным. Благодаря этому, действо кажется особенно динамичным и ещё более реальным...

Счастливые моменты в спектакле — лишь воспоминания героев
IMG_5400.jpg
Автор фото: Анастасия Онучина

Неуместная улыбка

«Курск» с аншлагом идёт на сцене драмтеатра уже второй сезон. Другая же попытка актеров «молодежки» покорить большую сцену — спектакль «Я пришел дать вам волю...» — не увенчался успехом: после премьерных спектаклей ни одного показа.

В этот раз труппа молодёжного театра сумела покорить большую сцену. Каждому, пожалуй, кроме одного актёра, как зритель, я бы поставила «отлично». Разочаровал своей неуместной улыбкой один из театральных «стариков» — актёр Степан Полежаев. Его довольный вид явно контрастировал с нервозной атмосферой натянутой струны. Что его так рассмешило?

"Курск«— безусловно экспериментальная постановка, это касается и музыки, и костюмов, и общего антуража. Слова из песни Гарика Сукачёва, используемой в спектакле, навсегда запомнились мне: «...Лишь отчаянно бьётся девятый отсек, / Издавая прощальные звуки». Теперь каждый раз, когда эта песня звучит в моей голове, внутри что-то замирает. После «Курска» ты возвращаешься в реальный мир чуть-чуть другим человеком. Наверное, так и должно быть после по-настоящему хорошего спектакля, в который авторы и актёры вложили не только свои силы и время, но и часть души. Театр должен менять людей.

Прямая речь

IMG_5246.jpg
Виктор Петрович Панов,
художественный руководитель Архангельского молодёжного театра:

«Честно, мне стало стыдно и обидно за то, что у нас в стране есть только замечательные песни на эту тему — Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Гарика Сукачёва и больше ничего! Когда узнал, что там погибли восемь архангельских парней, я не мог не сделать этот спектакль. Как оказалось, один из них специально переехал в нашу область из Украины, чтобы пойти служить на флот, пронзительная история! Мы сыграли всего двадцать пять спектаклей, и все на аншлагах, следующий будет 31 марта, а билеты уже разлетаются. Это говорит о том, что мы не зря работали над этим спектаклем».

Наверх