«Как и большинство актеров, для упражнений с дикцией я использую обычную пробку, которой закупоривают бутылки. Для выполнения упражнений нужно поставить ее между челюстями и держать передними зубами. С пробкой в зубах можно проговаривать трудный текст или рассказывать стихи, можно считать вслух. Это упражнение помогает ощутить, как произносится каждый звук в слове, и показывает, насколько расслаблена нижняя челюсть. Как только у вас устала челюсть, прекращайте говорить, отдохните и сделайте еще несколько подходов. Скороговорки помогают оттачивать быстрое говорение, но только одной чеканкой текстов удивить сейчас сложно. Важно понимать, что у актера кроме текста есть определенные задачи на сцене. Забыть слова можно, а выпадать из задач — нельзя. Собраться и не паниковать на сцене крайне сложно. Хорошо, когда есть партнер, который может помочь. Мой совет, если выступающий забыл текст: вдохнуть и начать сначала. Когда ваш близкий человек готовится к выступлению, подойдите к нему и просто обнимите: он почувствует вашу поддержку, и выступление сложится».
«У каждого человека есть свои трудные сочетания гласных и согласных звуков. Чтобы тренировать произношение, их нужно повторять в определенном порядке. Чтобы все мышцы лица работали, чаще делайте мимическую гимнастику. Для улучшения дикции используйте дыхательную гимнастику Стрельникова. В жюри на конкурсах чтецов я всегда обращаю большое внимания на артистизм участника, потому что правильному произношению можно научиться, а воздействовать на зрителя уже сложнее. Если забыли текст на сцене, можно заменить слова, главное в выступлении — передать суть. Даже в стихотворении можно врать, но в рифму. Нездоровое волнение уйдет, если осознавать каждое действие на сцене. Для этого нужно задать себе вопросы: „Что я делаю на сцене? Зачем я это делаю и почему?“. Помните, что если вы участвуете в конкурсах, значит вы уже выше своих сверстников, которые не занимаются ничем. Слушайте только своего педагога и не думайте, что у вас не получится».
«Меня часто приглашают в жюри конкурсов чтецов. В выступающем мне важнее всего увидеть, понимает ли он смысл произведения и может ли донести до меня основную идею. Большинство считает, что в конкурсах главное — артистизм и эмоции. Многим членам жюри это очень нравится, поэтому выступающий давит из себя артистичность, не понимая смысла произведения. Актерство не в этом заключается, по-моему. Важно добавить в текст свою художественную надстройку. Не давите из себя чувства как пасту из тюбика, стремитесь донести мысль».
«Для экстренной разминки с утра можно использовать три скороговорки, каждую из которых нужно проговаривать по три минуты. Начинаем с „Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали“, затем „На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора…“. После скороговорок можно подключить сложные сочетания с гласными и согласными: „птокптк“, „пкаткпт“, „птиптк“, „пкэптк“. Все упражнение длится десять минут. Выступая на сцене, важно понимать, о чем ты говоришь, и уметь объяснить идею своими словами. Полностью справиться с волнением невозможно. Для того чтобы оно стало меньше, нужно больше репетировать и тренироваться».
«Актриса Ольга Зубкова говорила мне, что речь связана с руками. Для того, чтобы разбудить речевой аппарат, нужно сильно растирать руки. Для отработки дикции могу посоветовать скороговорку: „Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели“. Чтобы не забыть слова во время выступления, выстройте его логично и определите цель. Отличие профессионала от любителя в том, что первый может справиться с волнением. Главное — получайте удовольствие от того, что вы делаете, и делайте это не для кого-то, а для себя. Победа — это приятный бонус».
«Актерам всегда нужна разминка, как и спортсменам. Для разминки мышц лица можно использовать артикуляционную гимнастику — определенный набор движений мышц лица, языка, ротовой полости. Что делать, если забыл текст? Забыть слова — это страшный сон любого артиста, самое ужасное, что может случиться. Часто выручают коллеги или приходится выкручиваться самому. Если ты успел что-то придумать за секунды, то не считается, что забыл. Иногда может присниться, что ты играешь спектакль, а пьесу даже не читал. Мне снилось, что спектакль на английском языке, я текста и языка не знаю, а зритель уже собирается. Волнение и стресс присутствуют даже у самых опытных и всемирно известных артистов. Советую не терять кураж перед выступлением и открывать шире рот, чтобы вас услышали».