AV: Говорят, театр начинается с вешалки, какая у него тогда может быть философия
Если вспомнить другой афоризм, то Уильям Шекспир сказал: «весь мир — театр, а мы в нем актеры». Поэтому наш мир и онтология нашего мира, наше бытие, наши жизни и наше понимание — своего рода театр. Я бы сказала, что театр — это одна из реальностей, может быть, параллельных, может быть, одна из возможных реальностей нашего мира, поэтому мне эта тема интересна.
AV: Как вы пришли к этой теме?
Это был очень долгий путь. В далеком 1989 году, когда я была в «Орлёнке» руководителем одного из пионерских отрядов, шел год двухсотлетия Великой французской революции, и к нам приезжала группа из Франции, в их числе были актеры, которые снимались в одном из фильмов про Французскую революцию.
Завязались дружеские контакты, потом я продолжила общаться с одним из представителей этой делегации. Он театральный актер и пробовал себя в режиссуре.
Когда я первый раз попала во Францию, друг меня познакомил с маленьким «Театром «Монпарнас» — так началось мое изучение театра изнутри, но тогда театр для меня был просто как театр.
Когда я стала профессионально заниматься философией, то стала обдумывать, каким же образом происходят все эти вещи, например, как пишется сценарий, как разрабатывается драматургия театральной постановки, потому что кино — это одно, а театр — это другое, там и зрители, и актеры взаимодействуют друг с другом в одном пространстве.
Мне очень нравится театр Романа Виктюка. Он не похож на наш классический театр, к которому мы привыкли. Я ходила на все постановки, которые привозили в наш город, была в Москве на их театральных постановках, изучала книги, которые написаны про театр Романа Виктюка. Меня привлекала особенная эстетизация, свойственная этому театру.
Для меня интересны эксперименты «Электротеатра Станиславский» в Москве, их постановки в стиле постмодерна.
К философии театра я пришла благодаря своему увлечению французским театром.
AV: Вы бы могли рассказать подробнее про театр Романа Виктюка?У Виктюка мне нравится именно эстетизация процесса. Привлек меня, в первую очередь, тот своеобразный французский шарм, которым Роман Григорьевич всегда сопровождает свои спектакли: там всегда очень красивое музыкальное сопровождение, танцевальные номера. Первый спектакль, который я смотрела в театре Р. Виктюка были «Служанки» по пьесе Жана Жене.
Мы всегда ходили с моей подругой на эти спектакли. Несмотря на то, что она не была погружена в это понимание театра, с ней мы говорили на равных. Это было очень интересное взаимоотношение. Мы старались понять спектакль, образы, движения, музыку: она со своей стороны, я со своей, а потом обсуждали.
AV: Зачем изучать философию театра, как вы считаете?
Мне это нужно для души, потому что философия — мое хобби. В силу обстоятельств основная моя профессия несколько другая, философия меня — окно в другую действительность, в другую реальность.
Второе моё образование — библиотечное, отсюда любовь к литературе. Три поколения собирателей домашней библиотеки — это все очень настраивает на философский лад.
AV: Какая философская идея первая приходит вам на ум при слове «театр»?
Красота, которая для всех разная. Каждый может понимать и интерпретировать красоту по-своему.
Театр — это действительно иная реальность и, возможно, стоит даже не изучать, а погружаясь в нее, воспринимать ее по-своему.
AV: Как часто вы посещаете различные спектакли и постановки?
В доковидные времена два раза в год как минимум. Наш бывший однокурсник, с которым мы учились на истфаке, теперь актер Котласского драматического театра, у которого очень обширный и интересный репертуар. У них были эксперименты неклассического плана, что достаточно любопытно для меня. Радуюсь каждым гастролям. Плюс общения с другом — посмотреть, как он, помощник режиссера и актер, интерпретирует [постановку]. Он делает это по-своему, как их учили в театральном училище, а я — как философ.
AV: Не мешает ли философия наслаждаться спектаклем?
Нет, потому что эти мысли приходят в голову как двухэтажный дом. Первый этаж — действо. Второй этаж — некий чердачок, где эти мысли летают, как невесомые субстанции. Для примера спектакль по пьесе Ясмины Реза «Искусство» Он был поставлен в Архангельском драматическом театре драмы на малой сцене, а зрительские места располагаются очень близко к месту действия.
AV: Расскажите интересную историю, связанную у вас с театром.
Самая яркая история — это моя своеобразная рецензия про спектакль «Искусство». Когда я ее опубликовала в социальных сетях, она оказалась очень любопытна для других. Через репосты запись увидел Игорь Костолевский (он играл в одной из московских постановок этой пьесы: «Мужчины. Подслушанное»), и написал мне, что, с его точки зрения, это очень любопытная рецензия. Я поблагодарила, дальше наша переписка не продолжалась, но все равно для меня это было очень неожиданно.
AV: Как вы думаете, какие философы, которые не касались напрямую философии театра, смогли бы поинтересоваться данным вопросом?
Из неангажированных философов театра сейчас любопытно почитать Кети Чухров — это ее псевдоним. Кетеван Карловна достаточно любопытный исследователь, эстет и как раз ее теория постмодернизма неплохо ложится на изучение театра и философии образов.
Надежда Маньковская изучает современную эстетику. У нее есть очень интересные работы, например, «Париж со змеями». Это работа по культуре и эстетике, по современной философии Франции.
AV: Как вы считаете, как сделать вопрос философии театра популярнее?
Может, его даже и не стоит механически популяризировать. Есть много других путей. Например, «Janus Project» Натэллы Сперанской. Она пишет на Сигме.У нее идея создать гуманитарную академию, скорее всего, у нее получится это в виртуальном плане. Физически сейчас это очень сложно: приглашать известных людей и встречаться, хотя Натэлла как раз тяготеет к тет-а-тет общению.
Любые посты в сети интернет ненавязчивы, они как раз больше привлекают внимания, нежели какой-то планомерный поток информации.
AV: С чего лучше начать изучение философии театра?
Смотря, что кого притягивает. Кто-то идет от интересных театральных постановок, как началось это у меня. Для кого-то это некоторые мысли, как у моей подруги, при просмотре того или иного спектакля, которые заставляют задуматься.
Например мы ходили на спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Романа Виктюка, и у нас с подругой были смысложизненные разговоры. На этой волне пересмотрели фильм, где Маргариту играла Анастасия Вертинская (режиссер Юрий Кара).
Для кого-то может быть интересен миф, на основе которого складываются образы. Для кого-то, кто увлечен литературой, интересна драматургия автора, сценариста, режиссера, выбор музыки, хореография и т.д.
AV: Можете ли вы дать какой-то совет тем, кто интересуется философией театра?
Мой совет такой: старайтесь находить возможности смотреть те спектакли, которые нравятся. Мы живем в глубинке и не всегда можем выбраться в Москву, Санкт-Петербург, где есть театры с мировым именем, очень интересные, хорошие. Вместе с тем наш город богат на театры.
Я пыталась смотреть театральные постановки онлайн, через видеозаписи. У меня значительная коллекция записей спектаклей различных российских и мировых театров, но они не дают мне ту глубину прикосновения к театру, как хотелось бы. Потому что, когда ты находишься в зрительном зале, там совсем другая атмосфера и чувствуешь, что актер обращается конкретно к тебе. И ты хочешь своей энергетикой ему на это ответить. Смотреть спектакли вживую — именно это я бы посоветовала.