МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Елизавета Толмачева: «Психолог нужен для того, чтобы в школе был благоприятный климат»

Елизавета обучалась в Высшей школе психологии, педагогики и физической культуры САФУ по профилю психологического сопровождения общего и профессионального образования и продолжает развиваться в профессии: участвует в различных семинарах и проходит дополнительное обучение. Кроме того, она призер всероссийской научной конференции «Психология и современный мир» и разработчик методического пособия «Школьная адаптация первоклассников». Мы поговорили с Елизаветой и узнали, почему она решила работать психологом в школе и совпали ли ее ожидания с реальностью при выборе профессии.


9YogWghGeHk.jpg

AV: Чем обусловлено ваше желание развиваться в направлении психологии?

На самом деле это пришло очень давно, всегда выходило так, что мне нравилось общаться с людьми, я любила их выслушивать, поддерживать. Самое забавное, что в начальной школе моя любимая программа была «Понять и простить», в ней женщина наглядно на куколках, картах, фигурках объясняла разные жизненные ситуации и пути их решения, после школы все бежали домой смотреть мультики, а я программу «Понять и простить». В восьмом классе к нам в школу пришла психолог и мне было интересно то, как она вела свою деятельность, я задавала ей вопросы, и именно с тех пор решила стать психологом.

AV: Почему вы выбрали именно САФУ для обучения психологии?

На момент поступления мне было 18 лет, сама я из поселка и было немного страшно ехать куда-то в большие города, также у меня в Архангельске жили сестры, которые всегда могли помочь, поддержать, главным плюсом также являлось небольшое расстояние от дома, буквально четыре часа, ну и, естественно, в университете было направление, на которое я хотела поступать.

AV: Университет — это лекции, экзамены, семинары, нравилось ли вам учиться, готовиться к парам?

На самом деле, да. Скажу сразу, что мне очень повезло с группой, мы все друг другу помогали, всегда поддерживали, собирались и вместе готовились к занятиям, к экзаменам, к семинарам, делились друг с другом нужной информацией. За время обучения можно зарекомендовать себя перед преподавателями и экзамены будет значительно легче сдавать, потому что ты работаешь на парах, слушаешь все лекции. Было очень интересно, хотя далеко не все дисциплины нравились, но чаще учеба проходила продуктивно и познавательно, попадались хорошие преподаватели, которые все рассказывали, приводили много примеров из жизни.

JQjraisaJ1I.jpg

AV: Сейчас психолог — это довольно распространённая профессия и чаще специалисты работают на себя, проводят частные практики, почему вы пошли в школу?

Во-первых, в школу я пошла, потому что решила попробовать поработать по специальности. Во-вторых, это стабильность, потому что в школе ты имеешь стабильный заработок, отпуск. А вообще, мне стало интересно, что там будет, я увидела, как работает все изнутри и мне понравилось. Когда я занималась волонтерской деятельностью, я сталкивалась с проблемами студентов и чаще оказывалось так, что это все идет из детства я решила, что хочу пойти работать именно в школу, чтобы как можно раньше помочь детям.

AV: Что входит в ваши обязанности и как вам удаётся устанавливать контакт с учениками?

Школьный психолог работает по нескольким направлениям: психологическая диагностика, консультирование, просвещение, методическая работа. Как только я пришла в школу, на собрании классных руководителей я рассказала о том, кто такой психолог, что он делает и сразу сказала, как не надо представлять детям психолога. Психолог это не тот, к которому мы приводим ругаться и разбираться, что в тебе не так, психолог — это тот, кто поддержит, поможет. Детей настраивать на психолога надо только доброжелательно, и в первый год работы мне удалось со многими учениками выстроить доверительные отношения. Мы проводим с учениками различные беседы, и самое прекрасное то, что до большинства детей возможно достучаться и рассказать, что психолог может им дать и чем помочь. Ребенку не конкретно говоришь, каким ему надо быть, а даешь ему верный путь, как можно стать таким, каким тебе комфортно быть.

NbzjaxFodHE.jpg

AV: Как вы считаете, для чего нужен психолог в школе?

Я считаю, что психолог в школе нужен для формирования психологически здоровой личности. Чтобы ребенок не во взрослой жизни разбирался с проблемами и травмами детства, не тащил за собой груз ненужных проблем сквозь года, а уже со школьной скамьи с психологом решал все свои вопросы. Он нужен для того, чтобы в школе был благоприятный климат, ведь взаимоотношения в педагогическом коллективе влияют на успешность работы не только отдельного педагога, но и школы в целом. Благоприятные взаимоотношения должны быть и в коллективе детей, психолог помогает стать им дружной и сплоченной командой. Также психолог в школе может оказать помощь не только ученику или учителю, но и родителю, они обращаются с разными вопросами, например, как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, или, как родителю и ребенку лучше понимать друг друга. Естественно, психолог может помочь в профориентационном направлении, если ребенок не знает, кем он хочет быть.

AV: Что бы вы изменили в практике школьной психологии?

В практике школьной психологии я бы изменила, если можно так выразиться, мышление учеников по поводу психолога, потому что неправильно думать, что к психологу ходят только нездоровые люди, нет, к психологу ходит человек, который хочет стать лучше, он не только хочет, но и делает шаги к тому, чтобы стать лучше. Я всегда детям говорю, если ты обратился и пришел сюда, ты уже на шаг к тому, чтобы стать сильной и здоровой личностью, потому что не каждый человек принимает тот факт, что ему надо что-то изменить в себе.

AV: Совпали ли ваши ожидания при выборе профессии с реальностью?

Во время университетской практики в школе обычно дают один класс, чтобы проводить у них разные занятия, тренинги и, пока ты на практике, этот один класс влюбляется в тебя настолько, что они с «горящими глазами» бегут к тебе, выполняют любое поручение, обнимают при встрече. Придя в школу, ты ждешь ровно такого же отношения к себе, думаешь, вот сейчас ко мне придут. А к тебе не придут, пока ты не заслужишь, чтобы к тебе пришли. Еще я столкнулась с множеством ситуаций, которым нас не учили, тебе самому надо это преодолевать, и первое время было сложно.

p0QigvFwa-U.jpg

AV: Какие преимущества и недостатки в вашей профессии?

Самое главное преимущество начинается уже с самого поступления, ведь когда ты учишься в университете на направлении психологии, у вас на парах «выходят» свои разные эмоции: были и слезы, и противостояние, что это не про меня. Для того, чтобы начать помогать окружающим необходимо проработать самого себя. Может не всем понравится, но я считаю преимуществом тот факт, что ты узнаешь людей, а они все абсолютно разные, каждый со своей историей, со своими вопросами и проблемами, и очень интересно узнавать их.

Что касается недостатков, я буду говорить непосредственно про недостатки работы школьным психологом. Во-первых, я столкнулась с огромным количеством документации, но в школе я стараюсь больше обращать внимания на того, кто ко мне обращается, а бумаги занимают все мое остальное время, иногда могу что-то взять домой. Во-вторых, начинающий специалист может столкнуться с такой проблемой как сочувствие абсолютно ко всем, проецирование эмоций и ситуаций на себя. Помню свои впечатления после первой консультации, когда ты впитал все проблемы человека в себя и ты это ему не отдал, тебе тяжело, у тебя больная голова. И в таком случае ты не помог человеку и себя загрузил.

AV: Если бы сегодня у вас была возможность начать все сначала, повторили бы вы свой выбор?

Да, я думаю, что я бы повторила свой выбор. При поступлении вышло так, что направление оказалось новое, его еще не было, поступила на него и ни разу не пожалела. Оправдались все мои ожидания по поводу учебы, потому что было много полезных дисциплин, я получила огромное количество важной, а самое главное нужной информации. Также не жалею и о том, что пошла работать в школу, так что с уверенностью могу сказать, что свой выбор я бы повторила в любом случае.

AV: Какие советы вы бы дали абитуриентам, желающим поступить на психолога?

Самое главное — вы должны понять, для чего вам это нужно, а также ответьте на вопрос, готовы ли вы к тому, с чем вас может столкнуть обучение на направлении психологии. Но, на самом деле, я бы даже рекомендовала идти поступать в САФУ на направление психологии, потому что там дают достаточное количество интересных знаний, опыт, возможностей посещать различные конференции, участвовать в грантах, писать патенты, заниматься методическими разработками.

фотографии из личного архива Елизаветы Толмачевой

Наверх