МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Тьюторы, или добрые волшебники

Языковой барьер, другой климат, медицинское обследование, заселение в общежитие, различия менталитетов в незнакомой стране — лишь малая часть того, с чем ежегодно сталкиваются иностранные студенты. Мы поговорили с их тьюторами и выяснили, как и чем они помогают первокурсникам и абитуриентам.


санжар.jpg

Санжар Эргашев

Тьюторством занимался 4 года: со 2 по 4 курс бакалавриата и на первом курсе магистратуры. Я с детства был общительным, любил знакомиться с людьми, особенно с иностранцами — изучать их культуру, обычаи, традиции и, конечно же, язык. Возможно, поэтому я и стал тьютором. Нас на первом курсе встретили очень отзывчивые тьюторы. Сперва мы подумали, что для этого нужно оканчивать какие-то курсы и не каждый может заниматься этой деятельностью, так как это совсем не просто. Но, как оказалось, не обязательно быть избранным, достаточно искренне захотеть помогать вновь прибывшим студентам адаптироваться в новой стране, в новом городе. Я очень благодарен САФУ, своим наставникам, основателям школы тьюторства, международному отделу по работе с иностранными студентами и организаторам различных мероприятий. Они очень помогают стать коммуникабельным, толерантным, раскрыть таланты, найти новых друзей. Нас научили понимать человека без слов, что особенно важно, когда у вас с собеседником нет общего языка для общения; доверять людям, избавиться от страха. На школе тьюторов у нас была такая игра: каждый участник вставал на парту спиной к людям, которые должны были его поймать. Кто-то спокойно вставал на парту и падал, а кому-то требовалось время, чтобы побороть свой страх. Думаю, это очень эффективное упражнение. Главная трудность иностранных студентов — языковой барьер, общение с преподавателями и сотрудниками САФУ. Тьюторы встречают не только студентов, но и абитуриентов на подготовительный факультет. Не все из них владеют русским и английским языками, особенно студенты из Средней Азии, Африки. Цель тьютора иностранных студентов — помогать вновь прибывшим студентам, помогать освоиться в новом городе; быть близким человеком для них, чтобы они не стеснялись спросить или попросить о чем-либо; показать и доказать, что в мира много добрых людей, которые помогут в трудную минуту. Лично я до сих пор поддерживаю общение с теми, кого встречал. Даже окончив университет, продолжаю наблюдать за движением школы тьюторов.

ангелина.jpg

Ангелина Корельская

Я решила начать заниматься тьюторством после участия в клубе интернациональной дружбы, где позже отдельной организацией возобновлялась тьюторская деятельность иностранного студента. Меня привлекла возможность общаться с иностранными студентами, поддерживать уровень английского и постоянно узнавать что-то новое. В школе тьюторов мы изнутри узнали систему, через которую проходят иностранные студенты. Узнали, как чувствуют себя многие по приезду, и научились помогать адаптироваться. Основная сложность — языковой барьер: многие приезжали на подготовительное обучение, не зная русского. Из СНГ у меня было очень мало студентов. В основном, это дальнее зарубежье. Следовательно, мы общаемся только на английском. Но был опыт, что приезжали студенты только со знанием, например, французского. Тогда приходилось объяснять все на пальцах. Также разница менталитетов в некоторых случаях может привести к бытовым трудностям. Многие иностранные студенты не соблюдали временные рамки, могли опоздать на 30 минут или даже час, когда время было ограничено. Некоторым надо было заказывать такси там, где я, простой человек, могла пройти пешком 15 минут, но это отдельные случаи и отдельно взятые студенты. Был веселый случай, когда надо было выходить на медкомиссию, а студент ещё разгуливал в полотенце на бёдрах — неудобно вышло. Трудности, которые мы помогаем разрешить иностранным студентам, — это в основном где что купить и к кому подойти в университете, если возникнут проблемы. Было такое, что сталкивались в универе, брали за руку и говорили: «Help!». Могли на протяжении учебы написать или позвонить, попросить о помощи, показать город, сходить вместе куда-то, если не знали русского особо. Обычно после приезда мы помогаем иностранным студентам сделать все документы, заселиться в общежитие, после чего они отправляются в свободное плавание. Но со многими и до сих пор держим контакты, становимся хорошими друзьями друг для друга. Так мы наобщались с одним студентом из другой страны, что он стал моим молодым человеком и мы вместе уже три года.

ильдар.jpg

Ильдар Арсланов

Ещё с первых дней в Архангельске я решил, что хочу быть тьютором. Хотелось помогать, общаться, развиваться и совершенствовать свой английский. Стал тьютором на втором курсе. На протяжение 2 лет я проходил курсы, там нас научили многим полезным вещам: как встречать, куда везти иностранных студентов, что делать с их документами, как объяснять ПДД. Учили также командной работе и многому другому. Трудности возникали со студентами, не понимающими даже английского. Мы общались на языке жестов и использовали онлайн-переводчики. Находили свои пути решения этой проблемы. Адаптация к климатическим условиям — самый сложный период для студентов из других стран. Погодные условия Архангельска и городов, откуда приезжают студенты, как правило, существенно отличаются друг от друга. Я сам проходил этот период и понимаю, насколько это тяжело. На мой взгляд, предназначение тьютора иностранного студента — это наставничество: мы помогаем и советуем, но учить кого-либо чему-то не можем.

айша.jpg

Айша Меретлиева

Я стала тьютором ещё на первом курсе, чтобы вместе с другими студентами адаптироваться к новым условиям. В дальнейшем не бросила это занятие и брала новых иностранных студентов, чтобы помогать им, поскольку знаю, как тяжело даётся переезд в чужую страну, где нет ни близких, ни просто знакомых. На занятиях в школе тьюторов проходили важные моменты по документации — это важно, поскольку из-за ошибки по невнимательности студентов могут оштрафовать или депортировать. Также было много упражнений на доверие: как расположить к себе человека, как поступать в тяжёлые моменты. Думаю, главная трудность иностранных студентов — медицинские справки. Когда студент приезжает, его заселяют в платное общежитие. Чтобы переселиться в обычное общежитие, нужны справки, а они делаются на сразу. Мы ходим со студентами в поликлиники и по возможности договариваемся с врачами, чтобы ускорить процесс — пройти всех врачей в этот же день. Если получается, то студенту не приходится платить за несколько дней в платном общежитии. Ещё бывает, что у только приехавшего студента нет банковской карты и денег. Тогда тьютор может одолжить свою карту попользоваться, чтобы на неё родные студента присылали деньги. Помимо этих задач, тьюторы иностранных студентов помогают им влиться в студенческую жизнь, познакомиться с другими студентами.

байрам.jpg

Байрам Аннамырадов

Тьюторством начал заниматься после первого курса, в 2017 году. Первый абитуриент, которого я встретил, — мой родной брат. С ним в тот день приехали и другие ребята, которых я совсем не знал. И мне понравилось помогать ребятам адаптироваться к городу и университету. Я почти не сталкивался с трудностями в работе с иностранными студентами. Нас практические всему подготовили заранее в школе тьюторов. Если все-таки что-то случилось, мы сразу звонили своим кураторам, и они решали вопрос. Сложность может быть только в том, что студенты приезжают со своими родителями, которые не доверяют тьюторам и все хотят сделать по-своему. Бывает, студент приезжает без российской валюты. Лично я продолжал помогать ребятам до тех пор, пока они сами не переставали просить о помощи. Независимо от того, сколько времени это продолжалось: месяц или год.

азиза.jpg

Азиза Нурмамедова

Тьюторством впервые заинтересовалась в 2019 году, когда сама приехала поступать. Это занятие привлекло меня новыми знакомствами, впечатлениями и общением. Я сама являюсь иностранкой в России и понимаю, что могут чувствовать те студенты, которые впервые уезжают из дома так далеко; как иногда может быть страшно там, где никого не знаешь. Поэтому мне хочется помочь, рассказать, что все не так плохо и можно найти тех, кто всегда поможет. Нас, тьюторов, научили не конфликтовать, быть терпеливыми, идти на компромисс, уметь сориентироваться в той или иной ситуации. Терпение и спокойствие нужно во взаимодействии со студентами, которые не знают языка и не понимают, что от них нужно тьюторам. Я была тьютором у студентов из Египта, Узбекистана и Таджикистана. Со студентами из Узбекистана легче, так как я туркменка и наши языки немного похожи, поэтому мы могли понять друг друга. Со студентами из Таджикистана проблем не было: если несколько из них не знали русского, то их соотечественники помогали с переводом. Труднее всего было со студентом из Египта, так как он не знал ни русского, ни английского, говорил только по-арабски. Переводчик работал с ошибками, но все же мы смогли ему помочь с документами, а с заселением в общежитие нам помог тьютор из Египта, когда он освободился. В целом, в работе с иностранными студентами нет ничего трудного. Сложно было только в первый раз, когда из-за неопытности боялась что-то забыть, упустить или не успеть.


Наверх