МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Чёрный обелиск Отто фон Бисмарка

Алексей Евгеньевич Фельдт — доцент, кандидат исторических наук кафедры всеобщей истории Института социально-гуманитарных и политических наук — поделился с AV «чёрным обелиском» Отто фон Бисмарка.

titul_photo_IOV.jpg

Сувенир из Германии

— В 2000-м году во время стажировки в Германии у меня было два желания: первое — посидеть в настоящем немецком кабачке так, чтобы кружки, бочки и гармошка; а второе — посетить могилу Бисмарка, поскольку это недалеко от Гамбурга — час езды от города Киль, места моей стажировки. Конечно, это не могила в современном понимании, а усыпальница — саркофаг Бисмарка стоит на некотором возвышении, а вокруг него парк. С того кладбища я и привёз в Архангельск этот камень. Когда я начинаю читать лекции по Германии и разговариваю со студентами о Бисмарке, то иногда достаю этот камень и показываю его.

Когда студенты держат его в руках, передают по рядам — они прикасаются к той самой истории XIX века странным мистическим образом, активизируя внимание.

Он немножко страшноватый по виду: с черными рублеными сколами, если приглядеться, то он сам по себе достаточно необычный. И это привлекает внимание. Такой педагогический приём.

Эффект бумеранга

— Как-то я рассказал одному философу из Пскова про этот камушек, и вот тогда он совершенно серьёзно, как могут это делать философы, сказал, что теперь я должен вернуться в Германию во Фридрихсруэ и бросить камень на то место, где взял его. Ну, один в один как во Властелине колец! Я должен совершить паломничество в Германию, и тогда всё зло от этого камня исчезнет.

IOV-Feldt.jpg

Почему Бисмарк?

— На самом деле я не интересуюсь историей Германии целенаправленно. Это всего лишь часть моего курса. Мой научный интерес — это история США. У меня дома достаточно предметов из Америки, но они не носят такой мистический характер, связанный с таким крупным политиком. Часто, когда я начинаю работать с новой группой студентов, то не могу понять, что меня тревожит — они не смотрят на меня. Кто-то уткнулся в планшет, кто-то в телефон, и я чувствую себя одиноким в этой аудитории. Сейчас дисциплина держится только на каких-то фишках, особенно в школах.

Студент может быть и раздражён, что преподаватель каким-то камушком перед его носом размахивает, но точно поднимет глаза.

Если после такой наглядной демонстрации запомнит всё, что я говорил на лекциях, хоть как-нибудь, дотянется до монографии, до статей или обратит внимание на документальный фильм — тогда это сработало.

Наверх