МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Арктическая болезнь: как плавучий университет покорил сердце Анастасии Ломакиной

Анастасия Ломакина, журналист и оператор, преподаватель САФУ, в третий раз вернулась из экспедиции в Арктику. В этот раз она участвовала в «Арктическом плавучем университете». Анастасия рассказала, как туда попала, что делала на борту и на высадках, без чего не обойтись в рейсе и что влюбляет в Арктику.


1.jpg

AV: Из «Дневников АПУ» я узнала, что это не первая ваша экспедиция в Арктику. Что мотивирует вас возвращаться туда снова и снова?

Действительно, я уже была в экспедициях. Первый раз это случилось в 2017 году на судне «Профессор Молчанов». Тогда Арктический плавучий университет стал для меня окном в Арктику. После этого я ещё раз отправлялась в высокие широты, но уже на другом судне в составе совершенно другой экспедиции. И вот в 2021 году я вновь в составе «Арктического плавучего университета». Конечно, возвращаюсь я не в АПУ и не на борт научно-исследовательского судна, а именно в Арктику — меня тянет именно она. Как говорят, есть болезнь, «Арктическая», которая всех, кто там однажды побывал, манит обратно. Наверное, я одна из тех, кто заболел Арктикой и кто без неё больше не представляет своей жизни. Поэтому всегда ищу возможности, различные экспедиции, с которыми можно поработать и вернуться на эти заповедные территории.

AV: Вы тоже участвовали в отборе на участие в экспедиции?

Как такового отбора среди журналистов не было, но конкурс был. Я знаю, что на мое место претендовали несколько операторов и фотографов. Я подготовила проект, в котором расписала, чем я хочу заниматься, как я буду это делать и что в итоге получится. Отправила его, и мои предложения больше всего понравились начальнику экспедиции и организаторам.

BgV4rdQkQm4.jpg

AV: В чем принципиальное отличие АПУ-2021 от прошлогодних экспедиций, в частности 2017 года?

Конечно, это судно, на котором мы шли. Раньше «Арктический плавучий университет» всегда проходил на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». В этом же году экспедиция состоялась на борту научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». Оно больше, мощнее. И на борту этого судна работает вертолёт. Раньше мы всегда высаживались на острова при помощи водного транспорта.

AV: Каково было использовать вертолеты для высадок?

У меня было 7 или 8 полетов за время экспедиции. Я, наверное, одна из немногих, кто сделал так много вылетов. Представителям СМИ и журналистам всегда очень везёт — они должны быть в гуще событий. Это мой не первый опыт полёта на МИ-8, поэтому ничего необычного не было. Все быстро, все удобно — браво вертолетчикам, настоящие мастера своего дела.

AV: Какой в этот раз был маршрут экспедиции?

Мы сначала вышли от Соломбальского порта, дошли до южной части архипелага Новая Земля, в Малые Кармакулы небольшой группой выгрузились, затем перешли на северную часть Новой Земли, побывали на мысе Желания, загадали там желания, посмотрели полярную станцию, на которой живут инспекторы национального парка «Русская Арктика» и отправились на остров Хейса, остров Гукера, остров Белл и после этого через Новую Землю мы вернулись в Архангельск.

U-jvVN2Xn1o.jpg

AV: Чем вы занимались в экспедиции?

У меня не было исследования, я была «глаза и уши» исследователей — следила за тем, как они творят свои открытия. Моя задача была подготовить видео-дневник экспедиции. Я его сняла, а премьера состоится в августе или в сентябре.

AV: Какое оборудование и гаджеты брали с собой?

У меня был профессиональный фотоаппарат, профессиональная видеокамера и квадрокоптер. На все постаралась поснимать, полетала, пощелкала. Пожалела, что не взяла с собой «GoPro», иногда она могла бы очень пригодиться.

AV: В группе АПУ есть список необходимых вещей для экспедиции. Расскажите на личном опыте, без чего на самом деле в АПУ не обойтись?

Я считаю, что в Арктике не обойтись без вкусняшек. В какую экспедицию бы я не отправлялась, я всегда брала с собой много-много сладкого: мармеладки, «М&М», вкусные шоколадки… Это, действительно, иногда и валюта, иногда это приятность для себя, иногда можно обменять на что-то, задобрить или просто угостить кого-то. В общем, вкусняшки можно использовать как угодно. Также всегда с собой беру видеокамеру и фотоаппарат — это профессиональное. В Арктике никогда с ними не расстаюсь, потому что не могу потерять возможность сделать редкие эксклюзивные фото — далеко не каждому суждено побывать на этих территориях. Ещё я каждый раз убеждаюсь, что в Арктику нужно брать сушилки для обуви. Даже резиновые сапоги на этих островах на высадках можно промочить, можно утонуть в арктической грязи, можно набрать снега. А обувь на судне сушить очень и очень не просто.

IMG_5382.jpg

AV: Каково столько времени проводить без Интернета?

Вот, кстати, ещё одно отличие этой экспедиции: Интернет частично у нас был. Но у меня имеется опыт полного отсутствия Интернета в экспедициях, и я скажу, что это замечательное время, когда ты оторван от социальных сетей и принадлежишь только себе; когда у тебя есть время смотреть не в экраны телефона и планшета, а наблюдать за окружающим миром. Это дорогого стоит.

AV: Многие на борту проводили исследования на участниках, связанные с изменениями психологических и физиологических показателей. Заметили ли вы изменения в своём самочувствии в Арктике?

Да, на борту работала команда врачей, медицинских сотрудников, которые исследовали, как мы адаптируемся в условиях работы Арктического плавучего университета, как люди адаптируются именно к жизни на борту судна, как люди адаптируются к условиям Арктики. Я хочу сказать, что я очень хорошо к этому адаптируюсь, поэтому ухудшений в самочувствии у меня не наблюдалось. Наоборот, в Арктике мое состояние улучшается, что подтвердили и медики. Так происходит у многих. Это связано с тем, что все проблемы остаются на берегу, а в экспедиции мы живем сегодняшним днём, не обращая внимания на тот груз, который остаётся в городе.

Q-4jJdO5yy0.jpg AV: Ещё в дневниках прочитала, что у вас есть традиция — фотографироваться в красивых платьях «во льдах». Как у вас родилась эта идея?

Этой традиции не очень много лет, в двух экспедициях я была с «Арктическим плавучим университетом», ещё в одной — от национального парка «Русская Арктика». Так, в моей копилочке уже есть три фотосессии «во льдах». Идея родилась случайно. В одной из экспедиций у меня с собой оказалось вечернее платье, и я решила, что это очень необычно и красиво смотрелось бы на фоне льдов и белого снега.


   

Я всегда беру яркие оттенки. В этом году было яркое лазурное платье в пол, фоткалась на фоне ледника.

AV: Насколько холодно было фотографироваться?

Действительно, очень холодно. Сложнее всего переодеться в платье. Когда идёшь на высадку, берёшь его с собой. В этот раз я фотографировалась на острове Белл, на мне было слоев шесть одежды, девочки помогли мне все это снять и из капусты превратиться в девушку. Надели платье, я разулась — всегда фотографируюсь без обуви. Встала на холодный камень и поняла, что примерзаю к нему. Быстро-быстро сделали несколько кадров, а потом опять очень долго одевались обратно. Весь процесс, наверное, занял минут 10-15. Я очень озябла и потом очень долго пыталась согреться. Но, мне кажется, это того стоит, потому что такие фотографии остаются в памяти надолго. И, между прочим, с одной из таких фотографий мы с подругой участвовали в конкурсе фотографий участников АПУ в номинации «Краса Арктики», фотография всех покорила, и мы победили.

AV: Сталкивались ли с какими-нибудь трудностями в экспедиции?

В целом нет, только с разными мелочами, связанными с поломками техники. У меня часто ломались микрофоны, но, к счастью, на борту были ещё журналисты, которые охотно делились со мной таким тележурналистским инвентарем. В таких экспедициях очень много людей, готовых придти на помощь и решить любые трудности вместе с тобой.

AV: Какие эмоции вы испытали, когда вернулись в Архангельск?

Самое главное — мысль «Как же быстро пролетает время». Вроде кажется, что экспедиция длится три недели, и вот стоишь на борту и предвкушаешь путешествие, которое только-только начнётся. Как вдруг по щелчку пальцев мы уже оказываемся снова в Архангельске. Ещё очень грустно расставаться с людьми, с которыми вы за три недели в изолированном пространстве становитесь родственниками. Расстаёшься и понимаешь, что с большей частью из них никогда больше не встретишься.

Наверх