МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Обрядовый пряник, «преступления» и семейная традиция

Архангельск — родина обрядового самобытного пряника — козули. Из века в век передавались и изменялись рецепты его приготовления. Козульный бизнес нередко был семейным делом. В современном мире это направление развивается всё больше и больше, пряники продаются в магазинах, на ярмарках, люди могут заказать их лично у мастера, но не каждый человек знает специалистов этого дела, и как труден процесс изготовления козуль.

Участник многих выставок, организатор собственных мастер-классов, козульщица, которая печёт уже сорок лет, Наталья Матонина рассказала о своём увлечении.


mJGeLv2UI9U.jpg


AV: Как давно вы стали заниматься выпечкой козуль?

Печь я начала давно, в 1983 году. Мне лет 25 было, когда я увлеклась козулями, и вот мне 64 года, а я до сих пор продолжаю творить. Только теперь это уже не хобби, а полноправная деятельность моей жизни, я полностью посвятила себя этому ремеслу. Сейчас мои работы представлены на выставке в музее Писахова, в декабре я провожу несколько мастер-классов по выпечке и росписи козуль, со своей семьей иногда снимаю небольшие ролики, участниками которых являются пряники, моя жизнь кипит!

AV: Почему вы для себя выбрали именно это занятие?

Козули — это праздник, радость, детский смех, счастье. Это невероятно приятное занятие, которое было и есть мне по душе. И если вначале это было моим хобби, то теперь это основная работа. Конечно, на мой выбор повлияла и коммерческая сторона, здесь можно хорошо заработать, пряники любят покупать и взрослые, и дети.

AV: Вы называете выпечку козуль семейной традицией, то есть вы не один мастер в своей династии?

Мама родом не из Архангельска, а козульное дело развивалось же конкретно в этом городе, поэтому научилась я заниматься пряниками у Галины Ивановны Меньшиковой. Она в то время работала во дворце пионеров, руководила кружком мягкой игрушки. Параллельно с этим она была козульщицей и учила этому мастерству девочек в своём кружке. Я взяла у нее рецепт, который правда с годами сильно изменился и уже стал совсем не похож на прежний. 

Конечно, главное — это был толчок. Тогда же ничего связанного с козулями не публиковалось, были только  небольшие заметочки в газетах и журналах. До 1974 года и козуль-то толком никто не видел, это был запрещенный частный промысел, и люди продавали из-под полы своим знакомым и друзьям. Уже потом начали появляться выставки, и это дело стало легальным, народ хотя бы узнал о нём. И конечно, красивый пряник я увидела только на выставках. У них видимо остались формы с прошлых времен, а вот росписи никто не запомнил, и промысел начал постепенно потухать. Так что я начала это семейное дело, а сейчас у меня сын плотно занимается козулями, тесто теперь полностью его ответственность, ну и внуки немного рисуют к праздникам.

AV: У вас большое разнообразие козуль, все идеи вы придумываете сами или где-то берете?

Поначалу я обращалась к художникам, приходила, просила помочь придумать роспись. Сейчас уже за много лет рука набилась, идеи рождаются из головы, просто рисую и всё.

ZV4JJW_g3oQ.jpg

AV: А почему для росписи козуль у вас в приоритете белый цвет?

Белый цвет самый декоративный. А сейчас он создает ощущение зимы и новогоднее настроение. Я в целом люблю расписывать все одним цветом, хотя, конечно, у меня разные пряники. Люди все равно больше любят цветное, оно у них легче «заходит».

AV: Сколько времени у вас уходит на роспись, например, одного заказа?

Само тесто делается не на заказ, а вообще. И, получается, один день работаешь над тестом, на другой день печешь пряники, после чего они должны еще полежать, иначе глазурь с них просто слезет, козули же обсыхают, а глазурь под них не деформируется. И только на третий день роспись. Это тоже процесс не быстрый, обычно надо, чтобы хоть штук 50 пряников было. 

Я располагаюсь перед компьютером, включаю себе аудиокниги или какие-нибудь лекции и сижу расписываю. Особенно хорошо рисуется под Агату Кристи, как-то легко она со своими преступлениями с пряниками совпадает, правда, я уже всё прослушала, все преступления разгадала, и теперь иду уже по десятому кругу. Ещё Гоголя всей семьей любим, «Мертвые души»! 

Если просто рисовать, то тяжело конечно, раньше радио, пластинки слушали, а сейчас всё намного удобнее. Конечно, раньше я и козули пекла в русской печи, а её надо чувствовать, шесть часов не отойдешь, потом поставишь пряники на два часа, а в конце ещё и безе сделаешь. Очень его люблю!

AV: Есть ли у вас любимые композиции?

Человечков люблю рисовать, 40 штук сделала на выставку и не устала. Я же реализую творческие возможности, и от этого получаю большое удовольствие. Хотя иногда нарисуешь 1000 штук и уже тошнота подходит. Потом отдохнешь немного и скучать начинаешь. Я рисую не просто так, человек, когда творчески реализуется, он успокаивается. Творчество необходимо, чтобы равновесие в жизни держать. Хотя это тоже иногда является предметом проблем. Взбредет какая-нибудь идея в голову, а потом сиди и мучайся. Но это уже так, творческие будни.

AV: Не бывает ли вам жаль, что ваши работы так быстро съедаются?

Ну то, что я пеку на выставку это делается с особым усердием, фантазией. Там не думаешь, съедят ли твой пряник, знаешь свою точную цель. А иногда бывает рисуешь что-то внукам, вот, к примеру, тогда колокольчик красивый был, я его расписывала долго, старалась. И вот отдаю я внуку в руки, а он его как сразу укусил! А я стою в ступоре, ну, а что делать, это же пряник. Конечно хочется, чтобы хоть немного постоял в серванте или повисел на елке, прежде чем его съели. Но козуля не должна быть только для любования, еда есть еда.

Фото: Любовь Смирнова


Наверх