МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Крик поисковой души

В музее поисковой работы северодвинского военно-патриотического клуба «Эдельвейс» шесть залов общей площадью 300 кв. м., где разместились более 2000 экспонатов. Об истории создания музея и людях, стоящих у его истоков, в материале ниже.

DSC_0227.jpg

Непокорный цветок

Северодвинский военно-патриотический клуб «Эдельвейс» основали ветераны боевых действий в Афганистане в 1988 году. Среди них и нынешний его руководитель — Николай Васильевич Корепин. Впоследствии к ним присоединились школьники: так в каждой школе на Яграх появились спортивные секции со своим клубными инструкторами.

Название «Эдельвейс» предложил Саша Гончар, сын тогдашнего комиссара клуба Ивана Васильевича Гончара. Он рассказал, что ходил в библиотеку и сделал целую выписку из энциклопедии о красивом цветке, который имеет более 60 разновидностей и выживает высоко в горах среди снегов. Его идею поддержали.

Начало поискового пути

Клуб организовывал встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. На одной из них произошло знакомство с Евгением Николаевичем Мысовым, служившим в 147-й отдельном разведбатальоне 88-й стрелковой Архангельской дивизии. Именно он подтолкнул участников клуба к первой поисковой экспедиции, рассказав, что во время боев в Лоухском районе Карелии, его погибших сослуживцев просто относили в сторону, под елки, сбрасывали вдоль дорог, а сами дальше шли в бой. Поэтому летом 1989 года первая поисковая экспедиция «Эдельвейса» в составе из 20 девятиклассников и пяти взрослых под руководством Николая Корепина отправилась туда.

— Мы были в июне. Поднимались на фигурную сопку, а вокруг зелень — красота. Поднялись и смотрим: белым-бело — кости. Белые человеческие кости. Черепа на кольях, сапоги, ботинки, противогазы, подсумки. Все разбросано. Когда шли назад, то все молчали. И тогда я для себя сделал вывод — это так оставлять нельзя! Захотелось именно нам всем рассказать, донести до взрослых, до подростков, что люди, которые считались героями, солдатами Победы, они забыты, брошены в лесах, болотах по всей России. — Рассказывает Николай Васильевич.

Последовали поисковые экспедиции в Мясной Бор Новгородской области, Лоухский район Карелии, на Синявинские высоты Ленинградской области. Информацию о погибших или пропавших без вести бойцах, несмотря на формальные ответы инстанций, приходилось добывать в многочисленных переписках с администрациями, сельсоветами, газетами, военкоматами.

Первый музей

Показывали находки и рассказывали о судьбах красноармейцев в музее школы № 5 при клубе «Память». Однако в выходные она не работала, поэтому возникали проблемы с посещением, когда было много желающих. Было решено сменить прописку.

«Цветок долины»

DSC_0230_1.jpg

Новое помещение высотой около двух метров, выделили в доме на Октябрьской 30/35 на техническом этаже. 7 мая 1995 года там разместился музей. Одни экспонаты просто лежали на полу, другие были представлены на подставках. Были организованы экскурсии для школьников.

— Это был первый в Архангельской области музей поисковой работы по увековечиванию памяти павших защитников Отечества, — подчеркивает Николай Васильевич.

Петр Петрович Шалтин, преподаватель изобразительного искусства ягринской гимназии, разрабатывал дизайн экспозиций. На одном из набросков была изображена пуля с цветами. Тогда наставник клуба, Лев Николаевич Пастухов, был отправлен в экспедицию в деревню Мясной Бор за разорвавшимся реактивным снарядом от «Катюши», т. н. «цветком долины», который впоследствии стал вазой.

Чтобы память была

Он и по сей день является частью постоянной экспозиции в здании детского сада, на Октябрьской, 37, куда музей переехал в 1997 году. Центр судоремонта «Звёздочка» взял на полное обеспечение все здание, где также разместились Совет ветеранов и Центр профориентации и профподготовки предприятия.

— К нам на экскурсии до пандемии приходило до пяти тысяч школьников. Тем, кто помладше, разрешаю примерить фуражки, потрогать экспонаты. Обязательна совместная фотография, чтобы была память. Как-то раз встретил Мишу Федорова, с которым много лет работал в комсомоле. Он говорит: «Николай Васильевич, у меня внучка-второклассница ходила в музей, глаза горят, много рассказывает о том, что узнала. Николай Васильевич, я вот сейчас только оценил значимость вашего музея». Конечно, такие слова приятны. Приятно, когда приходят ребята, отслужившие в армии, которые прошли Чечню, многие говорят: «Васильич, спасибо тебе большое! Спасибо за то, что ты из нас сделал нормальных людей, что мы поняли, что такое любовь к Родине!» — рассказывает Николай Васильевич.


Наверх