МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Граффити на бересте и песок с набережной

В Гостиных Дворах проходит временная выставка, исследовательский проект воронежского художника-граффитиста Яна Посадского «Поморский райтер». Архангельск показался Яну «более русским», исконным, с новгородскими мотивами. Тэги, граффити и другие идеи для выставки он искал в пространстве самого города.


fvQKK68w-8w.jpg

Словно тысячу лет назад

Выставка занимает проходное помещение, справа от которого находятся окна, а слева несколько дверей, ведущих к комнатам с историческими экспонатами. Благодаря этому кажется, что граффити на дверях и выходе из них — норма. Все провода и другие атрибуты современности убраны. Точечный свет также изменён, чтобы не создавать эффекта новизны. Он струится только из открытых комнат.

— Хотелось бы зажечь свечи, лучину. Добиться натурального освещения. Но не всё дозволено в музее, — рассказывает Ян Посадский.

Из колонки, которая, конечно же, спрятана под столом, спокойно и в высоком тембре поёт женский голос. Художник окунает зрителя в атмосферу прошлого:

— Представим, что граффити появились тысячу лет назад. Всё это дошло до нас какими-то обломками, и мы не понимаем, что означают эти рисунки и буквы.

Холодное солнце Севера

Первое, что приковывает взгляд, — росписи на окнах. В них читаются религиозные мотивы, буквы старославянского алфавита, изображения невиданных чудищ. Здесь же появляется северный мотив — моржи. Кованные старинные двери расписаны современными надписями.

В глаза бросается ещё один поморский символ — рыба. На стенах висит береста с изображением птицы Сирин (один из образов пермогорской росписи) и различными именами. На маленьких окошках также лежит береста и стоят незажженные свечки.

Особая инсталляция — чёрный щит с образами, на котором сверху белым мелом нарисовано холодное северное солнце.

Разрушить vs сохранить?

Деревянную расписанную дверь, стоящую на груде камней, художник называет главным объектом выставки:

— Нашли её на одной из построек. Мы искали осколок двери. Опрыскали её специальным составом, чтобы был эффект «старого», — рассказывает Ян.

В других инсталляциях зрители наступали на песок, и он потерял форму. Песок взят с набережной Архангельска, и это как органическая связь с городом.

Другая связь — Детская школа народных ремёсел, ученики которой участвовали в создании выставки. Они помогали наносить надписи на бересту и дерево. Под проект выставки воссоединилась и команда художников Центра современного искусства «ARKA». Оказалось, что некоторые из них даже знает старославянский, а другие — условия сохранения бересты.

Ян говорит о выставке так:

— Мы выступаем за то, чтобы такие проекты были и принимались обществом. Оно воспринимает граффити как вандализм. Но в данном проекте мы сможем посмотреть на явление с другой стороны.

Наверх