Старший преподаватель кафедры физической культуры Михаил Чугин рассказал, с какими сложностями он сталкивался в своей работе, и объяснил, почему ни разу не пожалел о поступлении на спортфак.
AV: Как давно вы преподаёте?
После окончания АГПИ в 1986 году я работал в Усть-Ваеньге по распределению, а с 1988 года по 1991 — в 36 школе в Архангельске. В 1991 году меня заметили и предложили работу на кафедре. У нас были преподаватели, которые исключительно на спортфаке занимались: кто-то лыжи, кто-то лёгкую атлетику вёл. И была ещё одна кафедра, называлась «межфаком». Там учились студенты не со спортфака: литераторы, историки, физики, математики. Мы их обучали.
AV: Вам нравилось учиться?
Учиться очень нравилось, в первую очередь потому что у нас было не по две пары, как у студентов сейчас. Раньше у нас всегда было по четыре пары, три пары — редко. И в течение дня обязательно две спортивные. На первой паре ты мог поиграть в волейбол, а на второй пойти на лекцию. Третьей парой можно было пойти в бассейн, а четвёртой парой снова на практику или на лекцию. Мы не засиживались. Когда мы учились, знали тех, кто младше на курс и старше. Были соревнования между курсами, во время них мы общались. Субботними вечерами развлечением для студентов были танцы. Там знакомились, многие студенты так вторую половинку нашли.
Я свою половинку нашёл на Майской эстафете. Бежали вместе пятый этап.
AV: Почему вы выбрали профессию, связанную со спортом?
Я всю жизнь в спорте, семикратный чемпион по настольному теннису. Сам занимался, дочь в спорте. Сейчас и внуков подтягиваем. Спорт — это хорошо. Это замечательно. Хотя я больше любитель. Мне нравится туристическое направление. Я в своё время марафоны бегал, лёгкой атлетикой занимался, а самый любимый вид транспорта — велосипед. Максимум проезжал за день 170 километров. Сейчас двигаюсь: студентам задание даю и сам стараюсь выполнять.
AV: Что для вас самое трудное в профессии?
Видеть удовлетворение в твоём участии в жизни студентов. И как-то себя притормаживать, семье побольше времени уделять. Раньше студенты занимались физкультурой на лыжах. Четыре таких пары отведёшь, домой приходишь, а жена говорит: «Иди, вон, с сыном на лыжах покатайся». А уже никак не хочется, но приходится.
AV: На первых порах что было сложным?
Приходилось много готовиться, учиться, читать много литературы. Нарабатывать много надо было по той дисциплине, которую ведёшь. И самому нужно было уметь то же самое. Почти все виды упражнений я могу показать студентам. Таких слабых мест, где я не в теме, практически нет.
Меня всё интересует: будь то настольный теннис, будь то волейбол, баскетбол, плавание. Я всегда пытался себя развить во всех отношениях.
Студенты это видят. Если упражнение даю, сам качественно его выполняю.
AV: Как вы считаете, нужно ли прививать любовь к физической культуре?
Обязательно. Нужно ежедневно учить английский язык и заниматься спортом. Вернее, не спортом, а физкультурой. Спорт — это профессиональная работа. А физкультура — про здоровье. Как говорят, до первого разряда — здоровье, выше первого — это уже не здоровье. Идёт большая нагрузка. Ведь на соревнованиях ты должен всех растолкать и прибежать первым, быть лучше остальных. Эмоциональный подъём есть, конечно, но такие люди здоровья тратят много.
AV: Любовь к физической нагрузке — это одно. Работа преподавателем — другое. Вам нравится преподавать?
Интересно. Работать интересно. Сейчас стимула стало больше: зарплата стала выше. Правда нас немножко сейчас как-то оторвали. Раньше мы дополнительно должны были за какой-то факультет отвечать, за спортивное направление. Я отвечал за исторический факультет, искал среди ребят хороших баскетболистов, волейболистов. А сейчас человек двадцать со всех факультетов. Студенты приходят, когда у них из занятий всего лишь одна пара физкультуры. Особенно жалко тех, кто ради одной пары едет из Северодвинска.
AV: Бывало ли такое, что вы не смогли подготовиться к занятию или сделали это недостаточно хорошо?
Бывает такое, что готовишься к одному, но что-то меняется, и ты должен успеть сориентироваться и провести другое. Например, в школе работаешь, планируешь провести занятие на улице. Пошёл дождь, и ты должен ребят в зал завести и всех переключить. Многое зависит от группы. Если группа коммуникабельная, тогда быстро переключаешь. А если нет, то гораздо сложнее.
С одной группой можно горы воротить, а другой группе нагрузку побольше дашь — ребята уже никакие.
Я 31 год веду физкультуру, и буквально 20-30 лет назад поколение было совершенно другое. Намного спортивнее студенты были. Я в тренажёрном зале 17 лет работаю и вижу, что студенты стали слабее физически. Конечно, много факторов влияет: экология, питание, сидячий образ жизни. Раньше мы подвижнее были: занятия закончились — уже на улице в футбол или хоккей играем.
AV: Скажите, ваше поведение по отношению к студентам сильно зависит от вашего настроения?
Я стараюсь быть коммуникабельным. Всегда пытаюсь со студентами найти какие-то компромиссы. Студенты разные ведь есть. Есть студенты, которые с удовольствием приходят на занятия, есть те, которые приходят, чтобы занять время. К каждому подходишь индивидуально.
AV: Была ли в вашей жизни ситуация, после которой вы были готовы отказаться от преподавания?
Когда я переходил со школы в университет, встал вопрос: уходить ли мне с пединститута? Тогда все ринулись в предпринимательство, деньги зарабатывать. Я думал, думал, думал и решил: посмотрим пока, поработаем. Конечно, тяжело было. В отпуск уходишь в конце июня, а в конце августа тебе только отпускные выдают. И как жить?
AV: Как же вы справлялись?
Уезжал в деревню. Пытался ловить рыбу, ходил в лес, продукты заготовлял, если находил там что-то. На мотоцикле съезжу, кузов с грибами привезу. На следующий день садился в лодку, переправлялся через реку. Там трасса М-8. Приходишь, кузов открываешь, народ едет, смотрит: «Ух, какие грибы красивые». И денежка. Берёшь денежку и едешь что-то в магазин покупать.
AV: Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, вы поступили бы на преподавателя физкультуры?
Я рад, что поступил. Рад, что судьба свела меня со спортфаком. Здесь очень много интересных людей, друзей. Раз в пять лет у нас встреча выпускников. Когда мы учились, как я уже говорил, мы знали не только однокурсников, но и тех, кто младше и старше. Теперь мы часто пересекаемся в городе.