МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Эволюция конфликта

18 апреля в САФУ стартовал конкурс студенческих советов «Эволюция 2022». Студсоветы разных структурных подразделений САФУ соревнуются между собой в том, кто лучше всего отработал в течение года, кто более сплоченный и работоспособный. Две недели испытаний и мастер-классов. Каждое из объединений представляет команда из семи активистов. Обычно в состав команды входят студенты первых-вторых курсов. В этом году частью команды стали и председатели студенческих советов.


фото 1.jpg

Фотограф — Нина Буркова, на фото организаторы конкурса «Эволюция 2022»

«Эволюция» — это по «любЭви»

— Для сообщества активистов студенческого самоуправления САФУ сейчас «Эволюция» — это самый масштабный, самый любимый, самый ожидаемый и самый легендарный проект, поскольку вокруг него всегда аккумулируются все возможные силы и все возможные ресурсы, — рассказывает о проекте Виктор Няков, председатель Совета студенческого самоуправления САФУ. — И в нём хоть и в разной степени, но принимают участие вообще все активисты нашего университета — это более пятисот человек.

Бессонные ночи в работе над проектами, развитие, достижения, личностный рост — это всё круто. Соревнование подразумевает, что кто-то становится победителем, а кто-то проигравшим. Не оказывается ли это почвой для конфликтов между активистами? Вот что думает по этому поводу председатель Студенческого совета высшей инженерной школы (ВИШ) и по совместительству руководитель проекта «Эволюция 2022» Анастасия Боровикова:

Фото 3.jpg

Анастасия Боровикова, председатель Студенческого совета высшей инженерной школы, руководитель проекта «Эволюция 2022»

— Если мы рассматриваем климат внутри сообщества активистов всего университета, то это тяжело на самом деле. Всё равно не все мы всегда можем быть честны друг с дружкой: как бы сильно мы ни хотели убрать вот эту нашу сущность, она никуда не девается даже у самых добрых людей. Каждый любит всё равно больше всего свой «дом». Мне кажется, это логично.

В этом году лейтмотивом «Эволюции» стала тема «любЭви». Слоганом стала такая речевка: «Если в „студе“ есть любЭвь, то мы идем вперед». По словам активистов разных лет, этот проект стал одним из самых важных и ярких в их студенческой жизни, и вспоминают они далеко не ссоры и конфликты. Похоже, что всё-таки проходит «Эва» — так студенты ласково называют конкурс — по любви.

— Именно на таких проектах появляется дружба очень сильная, — говорит Настя Боровикова. — Вот эта общность появляется от того, что вы прожили вместе эти эмоции.

Фото 4.jpg

Дарина Носова, экс-председатель Студенческого совета высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

Активистка, экс-председатель Студенческого совета ВШСГНиМК Дарина Носова рассказала, что, по воспоминаниям того поколения студентов, которое было в студенческом самоуправлении лет пять назад, взаимопонимания между разными объединениями как такового не было. Слухи, домыслы и даже неприкрытая вражда — можно представить, с каким настроем студенческие советы приходили на «Эволюцию».

— Сейчас, со временем, студсоветы стали общаться между собой и дружить, поэтому какой-то агрессии между ними нет, она пропала несколько лет назад, — говорит Дарина. — Мне кажется, что тут большую роль играет то, какой климат налажен в сообществе активистов. Для маленькой единицы, одного студсовета, конкурс суперсближающий: у ребят есть цель, к которой они идут вместе. Для меня это один из самых крутых инструментов сплочения.

Фото 2.jpg

Виктор Няков, председатель Совета студенческого самоуправления САФУ

Виктор Няков видит большую ответственность на организаторах подобных мероприятий, на лидерах студенческого актива:

— Всё зависит от того, как люди, которые помогают организационному комитету проекта, отнесутся к участникам, как будут прорабатывать с ними отдельные моменты, отвечать на претензии.

Виктор не перекладывает всю ответственность исключительно на организующую сторону. Он убежден, что и сами участники, их председатели влияют на взаимоотношения. Всем нужно видеть общую цель и быть готовыми к определённой работе, в том числе и над собой.

Напряжение в воздухе

Что служит причиной конфликтов чаще всего? Ребята сходятся во мнении: разрушительной силой обладают недосказанность и неготовность одних людей идти на уступки другим.

— По рассказам старших ребят, когда институты объединялись в высшие школы в 2016 году, объединялись и студсоветы. В каждом из них были лидеры, а всё нужно было собрать под одну какую-то «власть». Кто-то тяжело перенес такие изменения как внутри коллективов, так и лично, — рассказывает Дарина Носова. — Эти проблемы отражались и на студсовете, по цепной реакции всё усугублялось, и в итоге образовывались какие-то коалиции против друг друга.

— Мне кажется, чаще всего конфликты происходят из-за непроработанности, непредусмотренности многих важных деталей, из-за недопонимания, предвзятости, из-за необоснованной ненависти. Есть очень много причин, и они становятся каждый раз актуальными во время напряжённых событий, — говорит Виктор Няков.

Дарина вспоминает, что на первом курсе они с ребятами боялись ходить на собрания Студенческого совета САФУ, потому что думали, что за это их выгонят из студсовета высшей школы. Казалось, как будто такое взаимодействие было «изменой» своему, родному объединению.

— Это, конечно, глупости, но какая-то такая аура витала мнимая. Никто ничего не говорил, но никто ничего лишнего и не мог сделать. А сейчас это всё стало более открытым: новые люди приходят и видят дружелюбную обстановку, им даже нет смысла иметь конфликт ни с кем, потому что у всех всё хорошо, — считает Дарина.

Фото 5.jpg
Фото с юбилея Совета студенческого самоуправления САФУ, 2021 год

Дело не в том, что тогда всё делали плохо, а уж теперь наконец-то всё хорошо. Просто система студенческого самоуправления не возникла из воздуха: всё это результат многолетней работы студентов, усовершенствования проектов, модернизации структуры Совета.

Конфликт — лишний груз или двигатель прогресса?

На первом курсе Дарина и группа других новичков-активистов объединились в тайную коалицию против бывалых активистов. Зачем и почему им это было нужно? Им казалось, что коллектив не принимает их, а у ребят была энергия, которую хотелось побыстрее куда-то направить.

— Нужно понимать, что коллектив студсовета — это один большой организм. Все там встречаются очень часто, у них свои какие-то интриги, истории. Будучи первокурсниками, мы не понимали, почему не получилось стать резко и быстро со всем студсоветом друзьями, — вспоминает Дарина. — Нас это очень огорчило, мы думали, что мы студсовету не нужны: у них своя тусовка.

Фото 6.jpg
Фотограф — Виктория Зорина, на фото активисты САФУ на городском празднике «Факультатив 2020»

Тогда ребята решили создать свою организацию, ими двигала мысль: «Раз они с нами не считаются, тогда мы станем круче них». Заряженные первокурсники встречались между пар, проводили вместе время вне университета, создали аккаунт своей организации в социальной сети, записывали «видеоприветы» подписчикам.

Вместе с тем Дарина замечает, что, несмотря на этот микроконфликт, в итоге всё сошло на нет и противостояние не вылилось в более тяжелую форму.

— Важно понимать, что этот конфликт был не долгоиграющий, всё переросло в хорошую историю. Поэтому очень важно, чтобы этот «конфликтный» двигатель прогресса привёл к какому-то логическому и позитивному завершению, — поясняет Дарина.

Фото 7.jpg

Фотограф — Надежда Попова, на фото активисты Студенческого совета высшей школы экономики, управления и права защищают проект на «Эволюции 2021»

В Студенческом совете ВИШ тоже бывали трудные времена. Анастасия Боровикова рассказывает:

— У нас был конфликт структур, честно скажу. Я считаю, что неправы были две стороны. Была стратегическая сессия, после которой прямо произошёл раскол студсовета. Стулья… Упражнение «Белый и черный стул». Ставятся два стула, человек садится спиной — и сидит весь студсовет, все 40 человек говорят ему в спину всё, что о нём думают. На черном стуле говорят всё плохое, на белом — всё хорошее.

Настя отметила, что после этой стратсессии ряды активистов стали значительно меньше. Это упражнение как будто искусственно создало конфликт, но проблема было далеко не в «Стульях»: весь тот комок недосказанностей и интриг вырос до такой степени, что некоторые ребята не смогли справиться со своими чувствами.

— Я считаю, что это было правильно и действенно, — говорит Настя. — Даже больше скажу: я через четыре недели ухожу [с поста председателя], и мы на стратегической сессии будем проводить это упражнение снова. То, как это «моет внутряк», просто непередаваемо.

Фото 8.jpg

на фото Студенческий совет высшей инженерной школы, победа в конкурсе «Эволюция 2021»

Настя считает, что конфликт может стать двигателем прогресса, но разделяет мнение о том, что напряжённые отношения — это лотерейный билет, и никогда нельзя предугадать, что случится на этот раз. Виктор Няков убежден, что конфликты не могут стать толчком развития: они лишь ставят новые точки.

— Конфликты, которые встречаются в последнее время, двигателем прогресса не становятся. Крест, конечно, нельзя ни на чём ставить, но каждый серьезный конфликт от лица, например, одной организации в отношении другой всё равно ставит точку. И когда таких точек становится много — организации вообще оказываются на самом дне, — размышляет Виктор.

Личное — не рабочее. Или?..

Конфликты происходят и на более мелком, «бытовом» уровне. Может быть такое, что два активиста просто не ладят, но ведь от этого работа не может просто остановиться. О разделении личного и рабочего ходят легенды. При любом удобном случае это ходовой тезис для решения внутренних разногласий. Так ли это применимо на практике? Дарина Носова думает, что это не так просто, как кажется:

— Разделение точно может быть, но очень сложно этого добиться. Это многим мешает: ты поссорился с человеком, когда вы просто где-то гуляли, какое-то мнение у вас разошлось, а в студсовете вы работаете над одним проектом. Когда вы друг с другом не разговариваете, от этого может пострадать как проект, так и люди вокруг.

— Это нельзя разделить, можно уменьшить воздействие одного на другое, — считает Настя Боровикова. — Если конфликт внутри, то мне кажется, что стоит сесть и обсудить это. Не все могут себя перебороть, это бывает иногда некомфортно, но это самое действенное. Мы всё равно должны признавать наличие рабочих и личных качеств.

Виктор Няков считает, что всё-таки разделение личного и рабочего — не совсем реалистичный сценарий взаимодействия активистов.

— Это просто невозможно фактически, поэтому этого в принципе не стоит придерживаться. Если вы поругались в жизни как друзья, то вместе вы не будете работать никогда в жизни. Не будет такого, что вы поругались за дверью, зашли на встречу — и такие: «Ой, как хорошо мы вместе работаем!» Всё всегда взаимосвязано, — высказывается Виктор.

Феномен студенческого совета в том, что все активисты тесно связаны друг с другом. Они не просто работают вместе — они по-настоящему дружат, и вся их деятельность завязана на инициативе и желании. Может быть, формат разделения на личное и рабочее взрослый и правильный. Но будет ли от такого взаимодействия хороший результат для студсовета в целом?

Фото 10.jpg
Фотограф — Нина Буркова, на фото председатели студсоветов разных структурных подразделений САФУ, 2022 год

— Быть сильным «студом», если вы не друзья на данном этапе, естественно, будет сложнее, — говорит Дарина Носова. — Самый сильный студсовет тот, где люди — друзья, где друг друга поддерживают, понимают, любят. Можно стать сильным студсоветом, если вы с кем-то в конфликтах. Но только если вам это нужно. Вообще, если вам что-то нужно, по-настоящему нужно, вы всё сделаете, чтобы таковыми стать.

Наверх