Разгадать немое кино

Немое кино. Кому-то оно кажется смешным и примитивным, кому-то глубоким, акцентирующем внимание на человеке. Для современного неподготовленного зрителя, немой кинематограф — загадка. Чтобы попробовать её разгадать, AV узнал у специалистов в области кино, о чём нужно помнить и на что обращать внимание при просмотре немых фильмов. Бонус: чем может занять себя кинолюбитель в XIX веке.

Разгадать немое кино Автор иллюстрации: Анна Лукачук

Променады, ярмарки и передвижные зоопарки — где показывали первые кинокартины

Конец XIX века. Вы совершаете променад по одному из модных морских курортов. В который раз, встретив одни и те же лица, прикрываете глаза, утратив надежду хоть на какое-то развлечение. Вдруг вы натыкаетесь на НЕГО. Чёрный ящик с плёнкой. Наклоняетесь — через маленькое отверстие видны движущиеся картины: вот целуется парочка, а вот уже крутит покрывалом танцовщица. Это кино для одного появляется благодаря кинетоскопу — изобретению Томаса Эдисона. Братья Луи и Огюст Люмьеры усовершенствовали аппарат и 28 декабря 1895 года провели первый коммерческий сеанс. Теперь шанс восхититься технической новинкой стал выпадать гораздо чаще. Кино показывают на ярмарках, в перерывах между представлениями и даже в передвижном зоопарке — между клетками со зверями. Вы шокированы, вам хочется смотреть снова и снова. В это время, кино — аттракцион. Никто и подумать не мог, что режиссёр через фильм будет доносить до зрителя идею. Его основная задача — удивить вас. В ход идёт всё: от акробатических трюков, постановочной драки до неожиданного превращения предмета во что-то другое. Есть этому и техническое объяснение.

Разгадать немое кино

Евгений Ерёменко,
кандидат культурологии, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ:

«Нужно проявлять зрительское снисхождение к тому, как вели себя на экране актёры, как отражались на экране диалоги. Например, в титрах может удивлять грамматика, которая с тех пор изменилась. Экранные пластика и мимика были сильно преувеличены по сравнению с современным кино (то же касалось и грима). Гипертрофированными были даже дым от сигарет или пороховые газы, вылетающие из ружейного ствола. Это объясняется недостаточным качеством изображения на плёнке. Преувеличивали, чтобы было „виднее“».

Кино как аттракцион активно возвращается сегодня. Многочисленные спецэффекты, 3D очки, сеансы в формате 5D, направлены на то, чтобы заставить вас испытать новое ощущение, своего рода микрошок. Ради этого вы пойдёте в кинотеатр, а не останетесь дома у телевизора. Автор теории «аттракциона» — исследователь Том Ганнинг, охарактеризовал этим словом суть раннего кино.

Задача: снять кино

иллюстрация. братья люмьер

Для начала, вам нужно решить один принципиально важный вопрос: как вы видите кино? Если вы согласны с братьями Люмьер — кино должно отражать жизнь, быть документальным, тогда смело ставьте камеру на оживлённую улицу и снимайте, снимайте и снимайте! Вам повезёт, и вы поймаете случайность, без которой и жизнь — не жизнь. Однако, если вы видите в кино феерию — переходите на сторону Жоржа Мельеса, сына богатого владельца обувной фабрики, который бросил всё и купил театр сценической магии. Тогда вы сможете соединить киноплёнку и театральное действо. Здесь герои могут спасаться от лунных чудовищ, а в следующий миг оказаться в море на земле. Технически это стало возможно, когда при съёмке у Мельеса заела камера. Во время просмотра испорченной плёнки, он увидел, что изображение поменялось в одно мгновение. Это было начало монтажа.

Разгадать немое кино

Евгений Ерёменко,
кандидат культурологии, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ:

«Первые фильмы снимались от нескольких часов до нескольких дней. Всё зависело от дороговизны проекта, его экранной „многолюдности“ и продолжительности. Фильмы были, по современным меркам, „короткометражные“. Продолжительность даже очень длинного фильма редко доходила до сорока минут. Только самые отчаянные первопроходцы кинематографа решались предложить зрителю фильм, близкий к нынешнему экранному формату. Но именно они, эти пионеры кино — такие как Дэвид Гриффит, Эрих фон Штрогейм, Фридрих Мурнау, Сергей Эйзенштейн — и сделали кино современным».

Ну, а если вы хотите снять близкий к современности фильм — психологический, вам придётся подождать до конца первого десятилетия XX века. В 1908 году появляется фильм «Много лет спустя» Дэвида Гриффита, где режиссёр впервые использует психологически мотивированный крупный план.

В 1920-е победно врываются комедии. Чарльз Чаплин и Бастер Китон — два знаменитейших представителя этой эпохи. В конфликте с внешним миром, герои безуспешно пытаются найти там своё место.

инфографика по чаплину. Автор - Елизавета Ламова
Автор: Елизавета Ламова

Впечатление — в реальном времени

Сейчас мы ходим в кино, более или менее представляя, о чём будет история, когда начнётся сеанс и во сколько он закончится. Показы же братьев Люмьер, например, состояли не из одной ленты, а из десятка, каждая длительностью 50 секунд. Постепенно сеансы приобретают более или менее привычный современным зрителям вид, однако, со своими особенностями.

Игорь Шайтанов

Игорь Шайтанов,
менеджер проекта Tromsø International Film Festival:

«Смешные гримасы, падения и прочие элементы немого кино необходимы для того, чтобы рассказать историю и сохранять эмоцию в каждом кадре. Важный момент — скорость воспроизведения. Первые аппараты были ручными, поэтому скорость киномеханик выбирал сам. Зачастую, наше представление о том, что люди в немом кино смешно двигаются, идёт как раз от этого. Немое кино работало исключительно с музыкой, поэтому живое музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью впечатления. В целом, немое кино, аналоговый жанр, то есть большая часть впечатления создается в реальном времени и рождается непосредственно на показе».

Эра немого кино завершилась в 1927 году фильмом «Певец джаза». Для многих кинематографистов это была трагедия, однако звуковое кино продолжало активно развиваться, пока окончательно не вытеснило немое.

Разгадать немое кино

Евгений Ерёменко,
кандидат культурологии, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ:

«К сожалению, при всей нашей зрительской „терпимости“, немое кино уже не способно так волновать, как звуковое (особенно снятое с середины ХХ века и до наших дней). В „серьёзных“ немых фильмах, где прапрадедушки и прапрабабушки переживали и даже плакали, мы, порой, сдерживаем смущенную улыбку. Там, где когда-то ухохатывались, мы опять-таки лишь улыбаемся. Изменилось отношение к „экранным страстям“. Только единичные немые кинодрамы способны вызвать настоящее сопереживание (например, „Алчность“ Эриха фон Штрогейма, „Последний человек“ Фридриха Мурнау, „Толпа“ Кинга Видора). Единственным жанром-долгожителем немого кино осталась комедия. Любой фильм Чаплина, даже не самый лучший, увлечёт вас».

Любители немого кино в Архангельске могут наслаждаться им не только у себя дома, но и на фестивалях. Каждый год международный проект Tromsø International Film Festival привозит известные работы раннего кинематографа и даёт им новое звучание: команда из норвежских и российских музыкантов озвучивает киноленту, сочиняя современную музыку. В этом году зрители увидели фильм «Варьете».

Наверх