Как создается подкаст "Наука в ладошке"

Подкаст начался с проекта студенческого радио «Овсянка». Сначала это было больше похоже на аудиокниги, позже Владиславе понравилось писать о науке. В 2018 году она съездила на школу научной журналистики (летняя школа «Русского репортера» в Дубне). Потом появилась отдельная платформа подкастов «ВКонтакте», и все эти компоненты сложились и привели к тому, что у Влады теперь свой подкаст.

vvTrYMIAKSc.jpg

Часто слушатели писали (не мне, другим подкастерам): "Зачем вы делаете подкаст, если есть видео?" Дело в том, что создать, отредактировать, записать аудио гораздо проще, чем записать видео, потому что на видео видно все: если ты чихнул, высморкался или просто почесал глаз или что-то не то сказал. Тебе придется заново переписывать весь дубль либо монтировать по-другому, а в аудио просто вырезаешь кусочек. На видео это будет заметно, а на аудио — нет.

Я думала о формате видео, но решила, что у меня нет времени и сил на это просто-напросто, поэтому у меня сохраняется формат подкастов и статей (я делаю расшифровку подкастов). 

Трудности 

1

Регулярность

Одна из больших трудностей, которую я более или менее сейчас преодолела — это делать постоянные выпуски подкастов. Сейчас мы перешли на выпуск сезонами.


2

Отсутствие финансирования

У подкаста нет как такового финансирования, то есть мне один раз заказали рекламу, и я открывала "Patreon" (прим. ред. — краудфандинговая площадка), где меня могли поддерживать слушатели. Сейчас у меня подписчиков 6 тыс. в «ВКонтакте», 2 тыс. на «Яндекс.Кью» и несколько тысяч на «Яндекс.Музыке». У нас в стране пока нет распространенной культуры пожертвований подкасту (любому проекту).
От идеи финансирования "Patreon" отказалась — пока никак не буду монетизировать подкаст. Задонатить в группе «ВК» — можно, но тоже на это не рассчитываю.


3

Сложности при монтаже

Мне иногда очень не нравится монтировать аудио, потому что нет картинки, не видишь текст и приходится делать на слух. Пусть со временем я к этому привыкла, но в целом это вызывает у меня некоторое отторжение, что надо сесть и смонтировать выпуск — это замедляет мою работу.


4

Поиск героя

Из 5 или 10 человек, которым напишешь, отзовутся, может быть 2, то есть 1 из 5, или 2 из 10, поэтому нужно изначально понимать, будет ли человек отвечать на вопросы, хочет ли он записывать аудио или нет. Я изначально ищу героев, которые уже что-то публиковали, потому что они уже открыты и готовы к диалогу. Сейчас героев найти легче — захожу на сайт EBMD.ru и ищу врачей там. Они и доказательные, и большинство врачей ведут соцсети.


Создание выпуска

Я полностью все делаю сама: записываю аудио, ищу героев, веду все соцсети, все площадки, монтирую аудио, рисую иллюстрации, придумываю тексты, делаю расшифровки.

Техника

Когда кто-то спрашивает в чате подкастеров, какую технику купить, там начинается куча советов: «тебе нужен динамический микрофон…», «нет, тебе нужен какой-то другой микрофон», «тебе нужна звуковая карта» — нужно кучу всего… Сейчас такое качество у диктофонов на смартфонах, что если мне комментарий записывает человек на «айфон», например, то у него иногда качество лучше, чем у меня. Я завидую, потому что у меня нет «айфона». На многих других телефонах хорошее качество звукозаписи, поэтому если нет посторонних шумов на фоне, то можно записывать на телефон.

В целом же более менее профессиональный набор техники составляет звуковую карту — это условно коробочка, которая нужна для работы с серьезными микрофонами (можно купить бэушную), сама звуковая карта и клевый микрофон.

Также у меня техника составляет комбик — это типа динамик, который помогает подключиться звуковой карте к компьютеру, потому что микрофон не работает без дополнительного питания.

Сейчас пользуюсь микрофоном «Fifine», которого достаточно для качественной записи. Пандемия снизила требования к качеству звука подкастов: многие герои в других подкастах писались дистанционно, через телефоны, гарнитуру и т. д.

VIaLkjTWZlw.jpg

автор фото - пресс-служба САФУ

Монтаж

Я монтирую в программе "Adobe Audition". Есть бесплатная версия аудиомонтажной программы — это "Audiocity".

Публикация

Я публикуюсь на "Анкор" (прим. ред. — Anchor), переводится как якорь или ведущий. Эта платформа принадлежит теперь всемирно известной, но неизвестной в России платформе Spotify, которая транслирует музыку и подкасты. Это RSS-хостинг, куда я бесплатно ыкладываю подкасты, "Анкор" даже не требует, чтобы я вставляла рекламу, может это где-то написано, но я не видела. Он распространяет мой подкаст на кучу платформ, в том числе, на самый популярный — это "Apple Podcasts" и "Castbox". Я могу закидывать на них вручную, но мне легче загрузить на "Анкор", и он сам раскидывает по 9 или 10 платформам.

Плюс я использую социальную сеть «Телеграмм», просто как социальную сеть на всякий случай, и естественно там есть своя аудитория и «ВКонтакте», где у меня пока что больше всего подписчиков. В целом есть другие сервисы, такие как известный "Sound Cloud", но у него ограниченное хранение информации, дальше он берет плату, но я не хочу пока вкладываться настолько денежно в свой подкаст, потому что прибыли он мне не приносит, и соответственно я использую бесплатные сервисы.

Еще публикуюсь на площадках «Инстаграма» и «Яндекс.Кью».

Если я сама пишу текст, то ищу информацию, пишу, озвучиваю, монтирую и выкладываю. Это получается быстрее чем, если я беру интервью у героя, беседую с ним, а потом это все монтирую. Если очень быстро это делать, то, например, найти информацию можно за час, написать за час, озвучить за час смонтировать, еще картинку — все за час. Мне кажется, часов 6, наверное, должно уйти.

msx7VMMcm-A.jpg

автор фото - Анатолий Самсонов

Критика

Бывает критика конструктивная, когда люди мне говорят, как недавний случай: "Слышали ли вы про 10 хэш-тэгов?" Оказывается, «ВКонтакте», если ставишь больше 10 хэш-тэгов, то запись по этим хэш-тэгам в ленте не показывает. Я про это не знала, слушатель мне сказал. Я очень благодарна, потому что все это время, сколько существует «Наука в ладошке» я делала неправильно, и очень рада, что мне это сказали. Я поблагодарила человека.


Очень важно, когда критика в комментариях касается фактических вещей, грамматических ошибок, потому что они естественно есть, их надо исправлять, потому что факты важнее моих чувств и ошибки надо исправлять.

Другое дело, когда критика в комментариях — это оскорбления и маты. У меня стоит огромный список матов в фильтрах «ВКонтакте». И они не то, что бессмысленные и портят атмосферу, но зачем они? Их я удаляю.

Если бы

Если бы я начала публиковаться сейчас уже со всем своим опытом, то немножко по-другому сделала бы подкаст: изменила бы логотип, придумала другое название. Не знаю, было бы оно лучше или хуже, и был бы логотип лучше или хуже, но скорее всего по-другому.

Плюс я, наверное, меньше бы стеснялась своего голоса, и я бы не удаляла свои вопросы, как делала это раньше иногда, не укорачивала бы их в беседах с героями. Возможно, если бы я начинала делать подкаст «Наука в ладошке» сейчас, то я бы просила большей поддержки, пыталась найти спонсора, и скорее всего, я бы просто не начала этот подкаст.

_Yqbveau5Gk.jpg

 «Bears Underwear»

Не так давно начала делать новый подкаст на английском языке «Bears Underwear». Сейчас мне было чуть легче его запустить, потому что уже знала, куда загружать, что можно сделать поддержу подкаста на «Patreon». Чем отличаются мой первый и второй подкасты: я записываю «Bears Underwear» со своим молодым человеком, Анатолием, и там у нас чуть более живая беседа двух людей, чего в «Науке в ладошке» поменьше. В новом подкасте я позволяю себе чуть больше веселья, потому что он не о науке, хотя наука тоже должна быть веселой на самом деле, шуток и забавных вещей. Он чуть более простой по содержанию, не нужно делать столько ссылок на источники.

Советы новичку


1

Следить за звуком. Если звук плохой, то люди просто слушать не будут, даже если содержание клевое.


2

Давать послушать свой подкаст друзьям просить им поделиться, не стесняться этого


3

Просить сторонних людей давать фидбэки и быть готовым, что могут раскритиковать.


4

Соблюдать законодательство. Особенно законодательство об авторских правах, потому что музыку нельзя использовать всю, ее удалит «ВКонтакте», если какая-то особенно популярная музыка. Нужно использовать музыку, на которую распространяется лицензия Creativbeformats, либо создавать музыку самому, что тоже интересно, но чуть сложнее.


5

Не зачитывать с листа — ошибка, которую я продолжаю совершать. Это слышно, и не всегда интересно слушать непривычному к этому пользователю.


6

Не бойтесь просить о помощи. Не бойтесь спрашивать тех, у кого уже есть опыт. У российских подкастеров во «ВКонтакте» есть свой чат, где 160 или 200 человек. И там все задают вопросы, и это, конечно, немного флудийно, но в целом, там помогают людям. Может, вас чуть-чуть затроллят, но скорее всего совет какой-то дадут и помогут.


7

Не стесняться. Стеснительность можно преодолеть, попросив знакомых друзей или малознакомых людей оценить подкаст положительно, похвалить.


8

Не бояться продолжать делать. Если ты не делаешь, то ты не делаешь ничего. Очень важна практика, потому что это наработка ошибок, которые неизбежны. Плюс идет тренировка голоса, нарабатываешь навыки монтажа, создание картинок, таймменеджмента. Через опыт придет понимание, что у всех есть ошибки и никто не идеален.


Наверх