МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Колбы не пострадали

На двери табличка: «Химия 9 класс», напротив такая же, но с надписью «Химия 11 класс». Недалеко расположился и десятый. В коридоре сидят аспиранты, готовые помочь, в случае если что-то пойдёт не так. Мимо проходящие студенты отпускают шутки и спрашивают: «Что это?». Аспиранты отвечают: «Школьная олимпиада по химии».

titul_photo.jpg

В девятом классе традиционное задание на качественный анализ.

«В семи пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: NH3•H2O (водный раствор аммиака), KI (иодид калия), Pb(NO3)2 (нитрат свинца), BaCl2 (хлорид бария), Na2SO4 (сульфат натрия), AgNO3 (нитрат серебра), Na2CO3 (карбонат натрия). Используя растворы только этих веществ определите соединение в каждой пробирке».

Решение представляли в виде таблицы. И если аммиак легко узнать по запаху, то другие вещества можно определить, посмотрев на реакцию. Например, по количеству осадков и их цвету.

middle_1.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

Ребята из десятого класса искали нужную кислоту, а потом определяли её концентрацию:

«Лаборант, разлив по склянкам растворы кислот: HCI (соляная кислота), H2SO4 (серная кислота) и H3PO4 (ортофосфорная кислота) обнаружил, что забыл наклеить на них этикетки. Лаборант не огорчился, так как у него был раствор BaCl2 (хлорид бария). Используя имеющиеся на рабочем столе реактивы и растворы кислот, определите в какой из склянок находится каждая из кислот».

middle_2.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

В одиннадцатом классе определяли концентрацию свинца. Они измеряли объём реагента, который количественно взаимодействовал с определяемым веществом. Для этого добавлялся специальный индикатор и когда достигалась точка эквивалентности, менялась окраска раствора. Цвет окраски зависел от реагента. В задании десятого класса, индикатором был фенолфталеин, поэтому растворы в их колбах окрашивались в розовый. Одиннадцатиклассники добавляли эриохромовый чёрный Т и цвет менялся из красно-фиолетового в синий.

Илья Панфилов

Илья Панфилов ,
участник, 11 класс:

«Это моя первая олимпиада, я попал наугад. Учусь в шестой гимназии и знаю только базовую программу химии. Прошёл олимпиаду в школе, в городе, а теперь здесь. С одноклассником набрали практически одинаковое количество баллов. Моё задание проверили и потом всё разъяснили. Могу ЕГЭ сдать на 90, точно! Скорее всего, поступать буду в СГМУ».

Экспериментальный этап занимает пять часов, но большинство справилось за три-четыре. После проверки каждый участник олимпиады получил комментарий по своей работе.

middle_3.jpg
Автор фото: Полина Нечаева

Интересные факты об олимпиаде:

1

Было подготовлено около десяти литров растворов..

2

Во время олимпиады использовалось более тысячи колб, пробирок, пипеток и другого лабораторного оборудования. Ни одна колба не пострадала..

3

Всё это готовилось силами пятерых человек буквально за три дня!

4

В олимпиаде участвовало 56 человек из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и районов.

5

Впервые, победители и призёры региональной олимпиады при поступлении в САФУ получат пять дополнительных баллов, что может серьёзно повлиять на общую сумму баллов, а значит и на зачисление.

Впервые, победители и призёры региональной олимпиады при поступлении в САФУ получат пять дополнительных баллов, что может серьёзно повлиять на общую сумму баллов, а значит и на зачисление.

Прямая речь

Алексей Валерьевич Малков
Алексей Валерьевич Малков,
куратор экспериментального этапа олимпиады по химии, доцент кафедры теоретической и прикладной химии САФУ:

«Мы проводим региональный этап Всероссийской олимпиады по химии начиная с 2008 года. У нас на кафедре проходит экспериментальный тур, так как лабораторная база у нас наиболее соответствующая. Количество участвующих школьников остаётся стабильным, в среднем около двадцати человек с каждого класса: девятого, десятого и одиннадцатого. Иногда чуть больше или меньше, зависит от результатов отборочных туров. Задания сложные, если сравнивать с тем, что обычно изучают в школе, во многих из которых нет даже такого оборудования, которым пользуются сейчас школьники на региональном этапе. Максимальный результат тридцать баллов. Например, при проверке работ одиннадцатиклассников двадцать баллов давалось за точность измерения, если отличие получалось меньше двух процентов от заданного значения, и десять баллов за ответ на теоретические вопросы. Баллы за экспериментальный этап и баллы за предыдущий этап объединяются, и по рейтингу определится, кто поедет на всероссийский этап. Пока не известно, где он пройдёт, но дважды его проводили у нас.»

Наверх