Чем живут студенческие СМИ России?

Двадцать восемь человек приняла площадка «Студенческие СМИ» в рамках второго Беломорского студенческого форума. Кроме студентов САФУ здесь креативили ребята из Москвы, Коряжмы, Краснодара, Санкт-Петербурга, Иваново, Кирова, Волгограда. Все получили ликбез от экспертов и применили навыки во время работы экспресс-редакции и заключительного группового медиа-проекта.

Лайфхак: два диплома за то же время

Многие студенты привезли с собой газеты, ТВ-сюжеты, показали интернет-СМИ своего вуза. С горящими глазами они задавали вопросы экспертам: «Что не так?», «Как сделать СМИ популярнее? Лучше? Интереснее?». Ребят волновала не только содержание и дизайн медиа-проекта, но и проблема менеджмента творческой команды — редакции. Эксперты трёх секций («Радио», «ТВ» и «Газета»), постарались ответить на все вопросы, поделились опытом и провели отличнейшие воркшопы. А уже показать себя молодые журналисты смогли во время работы над новыми медиа-проектами.

После форума AV узнал, как обстоят дела у наших коллег-студентов в других городах? Рассказать о своем опыте, проблемах и их решениях, поделиться «фишечками» согласились журналисты из Санкт-Петербурга, Иваново и Коряжмы.

Газета «Герценовский колокол»

Город: Санкт-Петербург
Университет: РГПУ им. Герцена
Формат издания: Печатное издание
Целевая аудитория: Студенты вуза
Тираж: 999 экземпляров
Периодичность: Ежемесячно/раз в два месяца

kolokol.jpg

Игорь Зайцев,
студент РГПУ им. Герцена:

Редактор «Герценовского колокола» Игорь 3айцев рассказал об основных проблемах, планах дальнейшего развития газеты и конкуренции.

О чем пишем

Основная направленность газеты — внутривузовские события, встречи и мероприятия, интервью с интересными личностями университета. Также мы пишем о мероприятиях вне стен вуза, в которых принимают участие наши студенты.

О команде

В нашу редакцию может прийти любой студент, если он умеет писать, а это мы поймем уже по первому материалу. Главное, чтобы было желание, ну и соответствующие компетенции, конечно. Если их нет, мы постараемся обучить. Основные кадровые проблемы с дизайнерами и верстальщиками.

О проблемах

Газета финансируется вузом, поэтому все, что мы пишем, перед тиражированием проверяется администрацией. Иногда это процесс затягивается — это сказывается на оперативности газеты, выпуски задерживаются, срываются сроки (не по вине журналистов), какие-то моменты могут вообще не пропустить. Это, конечно, не характерно для нашей работы, но такие случаи бывают. Мы стараемся относиться с пониманием, однако это очень сказывается на мотивации журналистов. 3а время моего сотрудничества с газетой удалось сократить количество инстанций и этапов согласования материала с четырёх до трёх.

О фишках

От других студенческих газет наша отличается, наверное, тем, что выживает в непростых денежных условиях! К сожалению, при имеющемся у нас финансировании, мы можем выпускать газету только в черно-белом формате.

О планах

Выводить газету за рамки университета мы не планируем. В Санкт-Петербурге есть примеры, когда изначально университетские издания, к примеру журнал «Вольтер», выходили на общегородской уровень. Но по разным причинам финансирование университета они лишились. Журнал существует, его читают, но теперь ему достаточно сложно оставаться на плаву, это очень нервная и слабо совместимая с учебой работа.

Иметь локальную направленность на конкретного студента конкретного вуза гораздо эффективнее.

«Герценовский колокол», так или иначе, разберут, прочитают. Не это ли нужно журналисту? Когда плоды твоего труда достигли читателя, твое имя знают, узнают тебя в стенах университета. Если ты существуешь на широком, общегородском уровне нужно где-то искать финансирование, а это значит либо писать заказные материалы, чего я не хочу делать, либо размещать рекламу, что тоже не всегда является хорошим компромиссом. А газета рискует лежать на стойках в качестве макулатуры — в разных вузах ребят интересуют разные темы, всем не угодишь.

О конкуренции

Появилась она совсем недавно. Инициативные ребята организовали параллельно газету под названием, только не смейтесь, — «Колокол». Также есть много факультетских газет, многие из них достаточно сильны и самостоятельны по материалу, но здесь охват уже не такой масштабный, как у общеуниверситетской газеты.

Газета «Ивановский государственный университет»

Город: Иваново
Университет: ИвГУ
Формат издания: Печатное издание, интернет-сайт
Целевая аудитория: Студенты вуза
Тираж: 999 экземпляров

ivanovsk.jpg

Алина Салянкина,
студентка ИвГУ:

Жизнерадостная и активная Алина Солянкина рассказала о том, где же куют журналистов в городе Иваново. Она является председателем пресс-центра ИвГУ, руководителем «Школы юного журналиста» и корреспондентом газеты ИвГУ.

О чем пишем

Кроме университетских тем, стараемся охватывать также и общегородские события. Если в городе происходит что-то интересное, молодежное, мы отправляем туда наших корреспондентов. Стремимся заинтересовать, завлечь читателя, берем много интервью, постоянно создаем новые рубрики, для каждого выпуска стараемся придумать что-нибудь «эдакое»!

О команде

В нашем университете работает «Школа юного журналиста», которой я руковожу. Сюда приходят студенты разных факультетов, которые хотят научиться писать. Я преподаю в этой школе. Объясняю ребятам, как нужно правильно писать, а также приглашаю гостей — опытных журналистов города, они дают нам дельные советы. Одним студентам требуется больше времени, чтобы начать писать хорошо, другие же приносят свой первый в жизни материал, а ты читаешь и удивляешься, как всё складно написано. Таланты бывают везде!

О проблемах

Наша боль — это финансовые проблемы. Средств, чтобы регулярно печатать газету в формате А3, у нас пока нет.

Чтобы газета не уходила полностью в формат интернета, нам приходиться выкручиваться и искать техническую поддержку у различных студенческих объединений университета.

Бывало, что на печать нескольких номеров приходилось тратить несколько дней и с феном сушить каждую страничку, но газета все равно доходила не до всех. И это обидно, ведь у нас очень хорошая верстка. Газету можно скачать в PDF-формате с сайта.

О фишках

Цепляющие, вкусные заголовки, интересные рубрики — мы используем все, чтобы привлечь внимание студента. Например, в одном из последних номеров у нас была выбрана королева сэлфи — девушка, которая постоянно выкладывает фотографии в Instagram.

О конкуренции

В университете наша газета — основная, плюс почти у каждого факультета есть свое издание. Также есть студенческое телевидение, они в основном снимают интересные видеоотчеты с юмором, они очень популярны.

О специфике студенческих СМИ

Я работаю в нескольких изданиях города, в том числе в самой старой газете города Иваново. Там требуется «официоз», молодежные темы не котируются, их не хотят видеть. Поэтому я и пишу в рубрику «Мир молодых». СМИ в университете — это СМИ более высокого уровня. 3десь должен захватывать заголовок, фотографии и качественный, живой (иногда с молодежным сленгом) текст.

Интернет-журнал «Mininglife»

Город: Санкт-Петербург
Университет: Горный университет
Целевая аудитория: Студенты университета

mining.jpg

Тагир Нурахметов,
студент Национального минерально-сырьевого университета «Горный»:

Шеф-редактор интернет-журнала «Mininglife» видит перед собой четкую цель и пути ее достижения, профессионально, юридическим путем решает все проблемы с конкуренцией и строит нешуточные планы.

О чем пишем

Мы позиционируем себя как интернет-журнал студенческого совета в Горном университете. Кроме событий пишем об ученых-выпускниках Горного, внесших вклад в науку. Например, вы знали, что электросварку изобрели в Горном университете? У нас четко работает система обратной связи, мы смотрим статистику по разным статьям и анализируем результаты. Так, недавно у нас была рубрика, где мы публиковали художественные рассказы, которые присылали нам в редакцию. Как ни странно, рейтинги были нулевыми. Читателям это показалось не интересным, и мы убрали эту рубрику. Ни одно мероприятие в Горном университете не обходится без нас, также мы проводим PR-кампании этих мероприятий в интернете.

О названии

Когда я пришел в университет, в группе ВКонтакте уже был такой хэштег #Mininglife. Кто его придумал, я не знаю. Можно сказать, пришло из народа. Когда запускали сайт, даже и не задумывались над каким-то другим вариантом названия, все и так было ясно.

О команде

Мы открыты и готовы принимать в свои ряды новых журналистов. Сейчас статьи пишут пять человек. 3авлекать нам особо нечем, у нас нет рычагов давления. Все на чистом энтузиазме.

О фишках

От других студенческих СМИ мы отличаемся разительно. От федеральных же почти ничем не отличаемся, мы за ними повторяем, переносим опыт больших СМИ на маленькую аудиторию.

Мы пробуем новые жанры: просто не можем написать две статьи подряд в одинаковом стиле, потому что читателю всегда хочется видеть что-то новое!

Также, используем такие актуальные приемы привлечения аудитории, как репортажи в Instagram, прямые трансляции в Твиттере.

О конкуренции

Существует две организации под названием «Miningshop». Одна из них продает толстовки с эмблемой университета, а другая занимается продажей курсовых работ. И эта вторая организация, которая никак не связана со СМИ, выдвинула нам претензии в использовании их логотипа. Мы не стали лезть в спор, а сразу пошли в юридическую клинику, где юрист сделал нам заключение, согласно которому мы ничего не нарушаем.

О планах

В будущем хотелось бы выйти за пределы университета, ну а сначала будем студенческим городским СМИ, конечно же в формате интернет-издания. Я считаю, что печать — это пропащий жанр. Распечатаем сто экземпляров на кафедры университета, но всерьез о печатной версии не задумываемся, ясно понимаем, что будущее за интернет-изданиями. Естественно, печатные СМИ останутся, но только статусные. Интернет же дает очень много возможностей представления информации, чем глупо не воспользоваться.

Газета «Эврика»

Город: Коряжма
Университет: Филиал САФУ
Целевая аудитория: Студенты университета
Тираж: 100 экземпляров
Периодичность: 1 раз/3 месяца

evrika.jpg

Артем Зайцев,
студент САФУ:

Краткий и лаконичный, как и подобает истинному журналисту, Артем 3айцев рассказал нам о своей мечте и о перипетиях творческой деятельности.

О чем пишем

События как внутри вуза, так и общегородские встречи. Я часто пишу репортажи, рассказываю об интересных людях. Бывает, что иногда приходится подстраиваться под формат, который мне не совсем нравится.

О конкуренции

Наш город довольно маленький, особой конкуренции нет. В нашем университете мы являемся единственными представителями студенческих СМИ.

О планах

После форума я планирую заняться модернизацией информационного пространства в университете.

Учиться мне осталось полгода, надеюсь за это время успеть реализовать все планы.

У меня уже много проектов: хочу, чтобы у нас было радио, телевидение. После окончания САФУ я продолжу дальше заниматься журналистикой, стать журналистом — это моя мечта!

О задаче студенческих СМИ

Держать город в курсе событий, которые проходят внутри вуза, и писать о тех личностях, которые заслужили того, чтобы о них знали.

Наверх