Очередь в театр, или О чём и где писать

На спектакль «Пираньи» в молодёжном театре билеты распроданы на два месяца вперед. Архангелогородцы звонят и делают предзаказ. В театр очередь. Что это: успешная пиар-кампания или признание зрителей? В театре работает помощник художественного руководителя по связям с общественностью и проектной деятельности. За должностью, которую вы только что не дочитали до конца, стоит нетривиальный человек. Анастасия Дедёшина о том, как сделать так, чтобы зрители пришли в театр.

titul_photo_1.jpg

1. О себе

— Вообще-то, я родилась в этом театре, выросла в нём и теперь вот уже 10 лет работаю здесь же. Молодёжный театр — это дело всей жизни моего отца и моей мамы (да, да, Виктор Панов, режиссёр театра, и Наталья Малевинская, заслуженная артистка России, — мои родители). Я просто не видела для себя никакого другого пути, хотя и честно закончила факультет психологии СГМУ.

10 лет назад, когда я только пришла работать, мы отправляли в редакции тексты по факсу. Вы помните, что это такое? Когда звонишь, подтверждаешь... Теперь всё по-другому. Социальные сети и электронная почта. Чего я узнала за эти 10 лет?

Зал молодёжного театра вмещает 70 человек, ещё и поэтому о билетах зрителям всегда стоит беспокоиться заранее.
middle_4.jpg
Автор фото: Мария Гирс

2. Социальные сети

— Молодёжный театр есть в социальных сетях. Основная часть аудитории обитает ВКонтакте. Эта страница в основном для зрителей. Там люди делятся впечатлениями, общаются, комментируют, критикуют.

Мы не удаляем критические комментарии, если они никого лично не оскорбляют. Бывают и весьма забавные.

Однажды мужчина прислал фотографию со спины кого-то очень высокого, сидящего перед ним, с подписью: «Спасибо, мне было всё прекрасно видно». Есть страница в Фейсбуке, правда, она посвящена не театру, а международному фестивалю уличных театров, который мы организуем каждое лето в Архангельске с 1990 года.

Фестиваль уличных театров в 2015 году собрал более 15 коллектив из разных стран мира. Количество зрителей же, посетивших фест на улицах города, не поддаётся подсчёту.
middle_2.jpg
Автор фото: Олеся Проживина

Фейсбук — для международного общения. Например, после проведения очередного фестиваля приходит писем двадцать от друзей друзей выступавших коллективов: «Возьмите нас!» Теперь набирает популярность Инстаграм. Там люди лайкают (терпеть не могу это слово!) гораздо активней. Если запись ВКонтакте наберёт «лайков» 30, то в Инстаграме около сотни.

3. Как писать в социальные сети?

— Личное обращение в социальных сетях сейчас способно привлечь большую аудиторию, чем ролик на ТВ. Можно написать стандартно: «Такого-то числа будет спектакль». Кинуть анонс. И готово. Но это неинтересно. Нужно рассказать что-то увлекательное, любопытное, что-то, что вызовет у читателя эмоции.

Вот увидит зритель фото с репетиции нового спектакля, а там всё пространство, например, в красных опилках, или сцена больше похожа на подиум для дефиле, чем на сцену.
middle_6.jpg

Зрителю станет любопытно, и он придет посмотреть, что же мы такое в очередной раз придумали. Или напишите о прекрасных декорациях! С нами такая замечательная художница сейчас работает, Фагиля Сельская, в её оформлении прямо жить хочется! Напишите про художника по свету Игоря. У него на одном из спектаклей, где зрительный зал развернут на 180 градусов, а он находится за декорациями и по задумке режиссера ведёт спектакль по видео трансляции... вдруг ломается камера, и он вслепую, не видя сцены и ориентируясь только на реплики артистов и на звуки передвигаемых декораций, ведёт спектакль.

4. Без рекламы

Лучшая реклама — сарафанное радио. Прошёл спектакль здорово, люди о нём рассказали. Не нужно такой способ рекламы недооценивать. Не хочется тратить деньги театра на стандартную заезженную ТВ-рекламу, которая не даёт результатов.

Когда была премьера «Страстотерпцев», мы переживали, что не пойдут на этот спектакль. Думали, что сейчас публике в основном интересно? Прийти на спектакль, «поржать» и тут же забыть, что вообще в театр ходил...

А мы тут с такими серьезными, трудными спектаклями. Ещё и историческими к тому же. А нет! На премьере — аншлаг, несмотря на полное отсутствие теле- и радио рекламы. Значит, у театра есть своя публика, и это радует!

Премьера спектакля «Старотерпцы» прошла с аншлагом, как, впрочем, и следующие показы
middle_5.jpg
Автор фото: Екатерина Кулакова

5. Простите, кто такой Ломоносов?

Есть журналисты, которые «не в теме». Они не знают, куда они пришли, о чём этот спектакль и что они напишут в итоге. Их можно понять. Вчера они писали о коммунальных проблемах, сегодня они пришли в театр, завтра они поедут еще куда-нибудь. Им нужно помочь разобраться. Я всегда стараюсь расспросить новых журналистов, которые впервые к нам приходят, а знают ли они куда попали? Однажды журналист спросил: «Кто такой Панов?» Но это ещё не самая провальная ситуация. Другой журналист, живущий и работающий в Архангельске, спросил перед спектаклем: «Кто такой Ломоносов?»

6. Мы не боимся критики

— Молодежный театр с интересом читает критику. Интересно, что думает о тебе зритель? Не важно, сколько журналисту лет и насколько он известен. Главное, чтобы написано было аргументировано. Например, Людмила Ашиток из газеты «Архангельск» частенько, особенно раньше, критиковала наши спектакли, но мы с интересом читали и думали над тем, что она пишет. Мы не составляем черных списков журналистов. Зачем? Двери нашего театра открыты для всех.

Некоторые спектакли молодёжного театра проходят на большой сцене в Архангельском театре Драмы, например, постановка «Курск».
middle_1.jpg
Автор фото: Олег Сатов

7. Как работать с журналистами?

— Первое, что вы делаете для коммуникации с журналистами — рассылаете пресс-релизы. Тут важно ответить на три вопроса: кому ты пишешь (СМИ), зачем ты пишешь и какая аудитория должна прийти. Но иногда я замечаю, что журналисты просто перепечатывают мои пресс-релизы. Добавляют пару слов от себя, и готово!

Мы давно отказались от пресс-конференций. Они превращаются в монолог режиссеров. Сейчас мы проводим пресс-показы.

У нас часто аншлаг на спектаклях, особенно на премьерах. И журналистам мы можем предложить места в лучшем случае на балконе, а в худшем — постоять в проходе.

Поэтому здорово собрать их на генеральной репетиции. Всем хватит места. Журналисты любят узнавать что-то раньше остальных, поэтому им приятно, что их выделили и пригласили на предпоказ. Они могут пообщаться с режиссером, задать свои вопросы.

8. Как работать журналистам?

— Писать настоящие вдумчивые рецензии. Пытаться анализировать. Иногда журналисты просто пересказывают содержание постановки. Есть ещё более простой вариант. Репортёр просто берёт чуть-чуть из Википедии, например, об авторе, немного из моего пресс-релиза и в конце своего мнения предложение добавит. Вот и всё.

Сейчас, вновь становится всё больше интересных рецензий, хороших, качественных статей, появляется много молодых и талантливых журналистов (жаль, что, чаще всего, они бегут из Архангельска).

9. Три совета напоследок

— Ценить своё дело, быть искренне им увлечённым, иначе вы просто грустно ходите на работу и бесцельно тратите свое время.

— Смотреть на жизнь позитивно и быть добрым. Сейчас вокруг столько зла, если ещё и каждый начнет грубить соседу в автобусе, то всё, край.

— Любить. Родителей, детей, братьев, сестёр, жизнь, день, ночь, зиму, лето, море, горы, поля и леса... Любить хорошую музыку и хорошие фильмы, любить читать и путешествовать. Любить ЖИТЬ!

Наверх