МЕДИА ПОРТАЛ САФУ // ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Киноальпинизм: брать новые вершины

Ветер — наглец: все усиливает свои порывы и засыпает снежную стружку в капюшоны. Слепит настойчивое солнце. Морозит. Однако они продолжают взбираться на вершину. Отогревается камера, чернила заполняют блокнот, по кусочкам, монтажно выстраивается образ. Те, кто создаёт фильмы об Арктике, трудностей не боятся. Познакомиться с каждым сотрудником медиа-центра — уже маленькое путешествие в высокие широты.

media_centre_big.jpg

Страшно, тесно, интересно

«Текст должен быть таким, чтобы им можно было сорвать с петель дверь. Или хотя бы разбить окно. Голос — далеко не „экстремал“, любящий забираться на самые высокие ноты без страховки. И делай паузы, ты же тут не кашу гречневую монотонно жуёшь», — такие мысли приходят в самом тесном, а для меня и самом страшном месте медиа-центра. В кладовке, точнее сказать редакционной будке, где корреспондент записывает свой закадровый. Простор здесь и, правда, не велик. «Арктический мост» — это две небольшие комнаты, старенький диван, кофеварка, обои из открыток и очень трудолюбивые сотрудники. Профессиональная телевизионная редакция была создана четыре года назад. За это время она сменила место жительства трижды, остановившись в студенческом общежитии. Коллектив медиа-центра создал более 1500 телевизионных материалов информационного, презентационного, аналитического и художественного характера. Мыслить, выходя за рамки предложенного, — главный девиз «Арктического моста». Это позволяет соревноваться и выигрывать у сильнейших российских и мировых кино и телекомпаний.

Капитана редакции Анжелику Долинину никогда не увидишь в унылом настроении. Кажется, будто мысленно она всех бодро похлопывает по плечу, произнося просто: «Доброе утро!». И дело тут не только в больших количествах выпитого кофе.

media_centre_photos_text_dolinina_NEW.jpg

Анжелика Долинина,
руководитель медиа-центра САФУ «Арктический мост», режиссер:

«Есть хорошая фраза из песни "Приходи ко мне Глафира": "лучше быть нужным, чем свободным, это я знаю по себе!" Я знаю, что такое остаться без любимой работы. Это случилось, когда на ВГТРК „Поморье“ сократили художественное и авторское вещание. Отсутствие творческой реализации превращает твою жизнь в муку. Чтобы энергия не иссякала, я себе частенько напоминаю об этом времени».

В октябре фильм «Услышать, как растет трава» стал призером кинофестиваля научно-популярного кино «Мир Знаний» (Санкт-Петербург), победил в номинации «Лучший фильм-путешествие» на II Международном кинофестивале «Восточное Поморье». Особенно интересна в этой работе компьютерная составляющая. Василий Подойницын виртуозно «нарисовал» не только павильон для ведущей, но и создал уникальную графику арктических островов. Он также автор графики в большинстве презентационных фильмах «Арктического моста».

media_centre_photos_text_podojnits.jpg

Василий Подойницын,
монтажёр, специалист по компьютерной графике:

«Я люблю ходить пешком, есть вишню, а ещё смотреть фильмы в кинотеатре. Но только один. Один на один с картиной. „Влюбился“ в будущую профессию ещё в десятом классе, когда папа купил компьютер. Первые полгода играл, потом надоело. Стал осваивать программы, позволяющие рисовать, создавать видеообразы».

Команда медиа-центра называет его невероятным оптимистом, с этим трудно не согласиться. Монтажёр, специалист по компьютерной графике Василий Подойницын, всегда — в бодром настроении. Впадать в хандру, заниматься самобичеванием — не «его метод». Он стал дизайнером десятка заставок телевизионных программ архангельских телеканалов.

Artem incredible

Пока ты читаешь закадровый текст, в моём случае, как рыба пускаешь не очень связные пузыри в «аквариуме», тебя слушает и записывает режиссер монтажа Артём Юдин. Только просыпается день или давно уже храпит на подушке вечер, он всегда на работе. На одной из редакционных дверей есть даже рисунок.

Новый герой, которого придумали коллеги: Artem incredible. Арктический Супермен в красном плаще, готовый всегда всех спасти.

В САФУ Артём работает с 2012 года, был дизайнером мебели, видеоператором и лишь потом учился монтажу. Любит носки с роботами, называет себя Робинзоном, когда отращивает добротную бороду, как-то умудрился сломать кубик Рубика.

Будучи двенадцатилетним мальчишкой, однажды купил толстый журнал на «Почте». Он был о кинематографе, рассказывал о фильмах, которые в Архангельске ещё не показывали. Начал аккуратно срисовывать кинокадры. В школе полюбил решать математические задачки. А потом и вовсе стал играть в рок-группе. Так в Артёме и формировался будущий монтажёр: чувство ритма + ощущение композиции в кадре + склейка смыслов и настроения.

media_centre_photos_text_judin.jpg

Артем Юдин ,
монтажер медиа-центра «Арктический мост»:

«Мне нравится составлять огромные формулы монтажа. В большинстве случаев я сначала беру музыку, а потом под неё подбираю видеоряд. Непосредственно Арктику я вижу через вторые руки, после оператора и сценариста. Всегда пытаюсь на сто процентов воплотить замысел автора».

В этом году он монтировал очерковый фильм «Мифический чердак Арктики», хотя в экспедиции «Плавучего университета» на Шпицбергене не участвовал. Интересно, что сценарии к фильмам также писали авторы (Елена Сергеенкова, Анна Баданина), увидевшие высокие широты Земли в съёмочном материале на мониторе компьютера. Этот смелый эксперимент позволил трудяге-глазу открыть что-то новое. Непосредственно же журналисты принимали участие в команде пяти арктических экспедиций. Фильмы, посвящённые экспедициям прошлых лет, транслировались в эфирах многих телекомпаний, география — от Владивостока до Москвы. Материалы с отхода и прибытия судна, работы учёных в ходе рейсов были предоставлены каналам «РИА-НОВОСТИ», телеканалу Совета Федерации «Вместе-РФ», «Россия-24», «Культура» и Общественному телевидению России для создания сюжетов и репортажей. Общее число зрительской аудитории каналов насчитывает более 240 миллионов человек.

В планах — Центр практической журналистики

У закадрового текста всегда есть предыстория, то есть видеоряд. Он может быть в расфокусе, снятый с крыши библиотеки, застуженный на морозе или с каплями солёной воды из океана. Первым, кто закладывает фундамент будущего материала, становится оператор. В медиа-центре он один, Пётр Меньшиков. Строг, добродушен, самокритичен. По профессии кинорадиомеханик, практику проходил когда-то в кинотеатре «Мир», десятки раз показывая «Титаник». Служил в армии, где в свободное время тоже успевал крутить катушки с фильмами. На городское телевидение попал случайно, по объявлению в газете.

Петр Меньшиков

Петр Меньшиков ,
оператор медиа-центра «Арктический мост»:

«Я был таким сорванцом, опасным индивидуумом в обществе, — признаётся Пётр, — учился плохо, хулиганил и серьёзно не задумывался, кем стану в будущем».

Телевидение молодому человеку дало «волшебный пендель». Всё началось со сдачи техминимума, когда старший оператор Юрий Заболотников поделился со стажёром практическими навыками. Было многое: и разбитая камера, и брак по картинке, но и приобретение ценного опыта съёмок в павильоне. Работа же в творческом объединении «Красный тубус» над фильмами «Три Ломоносова» и «Бродский. Гиперссылка» принесли Петру и его команде двойную победу в телевизионном конкурсе «ТЭФИ-регион».

В редакции «Арктического моста» Пётр с самых первых дней.

Работать здесь для оператора — значит, подчас, ловить кадры летящего по рельсам поезда.

Каждый день пресс-конференции, заседания, круглые столы и другие текущие события из жизни университета, которые нужно снимать. Времени на серьёзные работы не хватает. Давно созрела идея: привлекать студентов к созданию информационных продуктов.

Анжелика Долинина,
руководитель медиа-центра САФУ «Арктический мост», режиссер:

«В помещении Интеллектуального центра САФУ — библиотеке им. Овсянкина планируется строительство телевизионного павильона. Все еще на стадии утверждения проекта. Там я хочу открыть Центр практической журналистики, совместно с молодежной онлайн-газетой „Arctic Vector“. В центре будут обучаться не только студенты журфака, но и все желающие», — делится планами руководитель медиа-центра Анжелика Долинина.

Творческий предел не значится

Рядом летает Муза, слышен звук дрели где-то с потолка, пахнет по-кофейному, стук клавиатуры рождает закадровый текст. Корреспонденты в редакции «Арктического моста» — люди, умеющие работать в разных жанрах. Елена Сергеенкова, Таисия Мошкова и Алексей Макеев трудятся над созданием проекта «Ночь на разговор», пополнением новостной ленты, аналитических программ «Мнения» и «Дискусс-дебют», проекта для абитуриентов «Кем быть?», а также написанием сценариев для документальных фильмов и экспедиционных зарисовок.

Со стены подмигивает солнце, The Beatles, банка с томатным супом, морж, виднеется идиллический утренний пейзаж... Вдохновляет на работу Таисию Мошкову её стена открыток. Славный авангард рождался в течение трёх лет.

media_centre_photos_text_moshkova.jpg

Таисия Мошкова,
корреспондент медиа-центра «Арктический мост»:

«Вначале я повесила несколько над столом. Но открытки мне по почте приходят регулярно от друзей, ещё я занимаюсь посткроссингом, поэтому на стене появляются всё новые и новые. Сейчас их так много, что я решила остановиться и не выступать захватчиком чужого пространства, своё-то я уже исчерпала».

Филолог по образованию, Таисия любит творчество С.Довлатова, рано вставать и хочет научиться писать новости за 20 минут. Удаётся ей придумывать и интересные стенд-апы: и на фоне белого медведя в Арктике, и с химическими колбами, делая опыт с жидким азотом, и игровые, которые были в фильме «Объект исследования». В дальнейшем планирует продолжить заниматься именно научной журналистикой.

Таисия Мошкова,
корреспондент медиа-центра «Арктический мост»:

«Побыв два раза в рейсе „Арктического плавучего университета“, меня поразило, то с каким искренним интересом учёные занимаются своим делом. То, как они чувствуют себя на своём месте. И меня это вдохновило на дальнейшее изучение науки, но со стороны журналиста».

Самым опытным и, наверное, улыбчивым журналистом в команде «Арктического моста» можно назвать Елену Сергеенкову. Пришла в журналистику случайно, в школьном возрасте попав на фестиваль детского телевидения, радио и прессы «Голос моря». Кстати, тогда в 1996 году на этот фестиваль, приехало много знаменитых журналистов, один из них Андрей Малахов. Он только окончил журфак МГУ и уже вел «Доброе утро» на «Первом» канале. Потом участие в «Детском издательском центре», где Елена была верстальщиком.

media_centre_photos_text_sergeenkova.jpg

Елена Сергеенкова,
корреспондент медиа-центра «Арктический мост»:

«Случайно в студии встретила Анжелику Долинину, которая вела там курс «Тележурналистики». Кто-то не пришел у них на съемки проекта, а я, что называется, попала под руки. «Ты свободна сегодня?», — спросила меня Анжелика, я сказала: «Да!». Мне дали чей-то сюжет, сказали выучить вот эти слова под неизвестным мне названием стенд-ап, а вечером подходить на съемки к кинотеатру «Русь».

Настоящий прямой эфир — в таком формате Елена также успела поработать, участвуя в телевизионных проектах «Пятерка», «Пятерка+» Молодежного канала на ВГТРК «Поморье» и в «Документальной провинции» студии «Поморфильм». С воодушевлением говорит и об «Арктическом мосте».

Елена Сергеенкова,
корреспондент медиа-центра «Арктический мост»:

«Сюда я пришла на должность архивариуса видеоматериалов, но уже через несколько месяцев стала корреспондентом. Каждый материал стараюсь делать с душой. Особенно запомнился сюжет о талантливом мальчишке, студенте-медике. Он разработал тренажер для отработки навыков ведения эндоскопической операции из большого резинового мяча и вебкамеры», — рассказывает автор.

Сейчас Елена работает в медиа-центре не полный рабочий день, она занимается воспитанием двоих детей. Однако самые серьёзные проекты руководитель редакции доверяет именно этому журналисту. Сама Елена Сергеенкова признаётся, что в последнее время испытывает «творческий зуд», мечтой остаётся экспедиция в Арктику с «Плавучим университетом».

Тёрпкий, густой, непроницаемый. Самым приятным голосом в редакции обладает Алексей Макеев. Тринадцать лет он проработал на радио, по профессии и вовсе учитель биологии и географии, однако желание быть ведущим никогда его не оставляло. По натуре человек скорее скромный и закрытый, о себе говорит неохотно. В прошлом серьёзно разбирался в науке нейролингвистики, суть которой в умении воздействовать на разные органы чувств человека с помощью слова. В ходе круглосуточного вещания на радио научился саморганизованности, выдержки, требовательности к себе. Некоторые из его проектов сегодня перекочевали в телевизионный формат — программа с Еленой Резицкой «Прет-а-порте готово к употреблению».

media_centre_photos_text_makeev.jpg

Алексей Макеев,
корреспондент медиа-центра «Арктический мост»:

«Есть такое у каждого человека, наверное, профессиональные сны, часто пугающие. Мне в ходе работы на радио снилось, что вот-вот музыка заканчивается, наступает долгая тишина в эфире, а я почему-то так медленно бегу к микрофону».

На телевидение корреспондент оказался благодаря студии «Поморфильм», в медиа-центре работает уже два года. Алексей Макеев нередкий гость и различных учебных форумов и стажировок: Дания, Швеция, Москва, Санкт-Петербург.

− Каждая такая поездка любопытна сама по себе. В последний раз в Москве на форуме, организованном Фондом независимого радиовещания, я запомнил один очень важный совет: «главное качество журналиста— сомнение», — вспоминает корреспондент.

22 ноября медиа-центр «Арктический мост» за фильмы «Объект исследования» и «Услышать, как растет трава» взял Гран-при III Международного фестиваля неигрового кино «Арктика» с формулировкой: «за цикл программ, стимулирующих национальный интерес к исследованиям Арктики». Также  фильм «Объект исследования» вышел в финал премии «ТЭФИ-Регион 2014» . Так что у медиа-центра впереди еще два фестиваля: «Северный характер» и финал «ТЭФИ-регион». Небольшая и дерзкая тв-группа, к которой я примкнула совсем недавно, в очередной раз приготовит альпинистскую верёвку, ледоруб, лавинную лопату, оденет снегоступы и будет брать новую высоту, страхуя друг друга!

Наверх